Входные молитвы составные части Литургии в Православии

➊ Входные молитвы составные части Литургии в Христианстве ✟ Всемолитвы.Ru

В ее современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части:

• проскомидия, выделившаяся с известного времени со своего законного места перед великим входом в начало Литургии

• литургия оглашенных

• литургия верных

Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. То же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: Έύχολόγιον τό μέγα. «Έκδοσις τρίτη. Σπυρίδωνος Ζερβού). В иерусалимском святогробском издании Λειτουργικόν’а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую Διάταξις τοϋ καιρού [Распорядок времени]; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении. Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы «временем», «взять время» это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови».

Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения. Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают. Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения «со славою».

Молитвы эти состоят из обычного начала («Благословен Бог наш …» — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» — «Господи, помилуй нас …» — «Милосердия двери …» Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.

Иерусалимский литургикон после «Милосердия двери» предписывает 12-кратное «Господи, помилуй». Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся…» у иконы Божией Матери: «Милосердия сущи источник…» Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря. Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря «Память праведного с похвалами» или же: «Пророче Божий и Предтече благодати…», а кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков. После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: «Господи, низпошли руку Твою…», после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: «Прости мя, брате и сослужебниче». Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.

В алтарь они входят при чтении псалма 5:8-13: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему …» По святогробскому чину: «Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь».

Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях:

• на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан»

• на пасхальную вечерню

• на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», диакон отвечает: «Аминь» — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Над епитрахилью священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его»(Пс. 132:2).

Священник над поясом читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (Пс. 17:33-34).

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15:6-7) — и на левую: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118:73).

Если у священника есть набедренник, т. е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т. е. той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 44:4-5).

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 131:9).

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, а именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: «Господу помолимся — Господи, помилуй».

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» (Пс. 25:6-12).

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, а именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздýх. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме …»

Email рассылка

Telegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

Входные молитвы.. Евхаристия

Входные молитвы.

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. То же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: ?????????? ?? ????. «??????? ?????. ?????????? ??????). В иерусалимском святогробском издании ????????????’а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую ???????? ??? ?????? [Распорядок времени]; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении. Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы «временем», «взять время»; это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови».

Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения. Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают. Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения «со славою».

Молитвы эти состоят из обычного начала («Благословен Бог наш…» — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» — «Господи, помилуй нас…» — «Милосердия двери…». Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.

Иерусалимский литургикон после «Милосердия двери» предписывает 12-кратное «Господи, помилуй». Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь «Пречистому образу Твоему покланяемся…» у иконы Божией Матери: «Милосердия сущи источник…». Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря. Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря «Память праведного с похвалами» или же: «Пророче Божий и Предтече благодати…», a кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков. После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: «Господи, низпошли руку Твою…», после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: «Прости мя, брате и сослужебниче». Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.

B алтарь они входят при чтении псалма 5:8-13: [157] «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…». По святогробскому чину: «Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь».

Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Поделитесь на страничке

Следующая глава

Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона / Православие.Ru

Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона
[1]


Священнослужители, служащие литургию, должны все вместе совершить входные молитвы перед литургией.
Предстоятель в епитрахили, прочие священники без епитрахилей, но в камилавках, если имеют, диаконы в рясах, — целуют святой престол (при целовании надо снимать камилавку) и выходят из алтаря чрез северную и южную двери на солею.

На солее все священники становятся в один ряд пред царскими вратами, имея посреди себя предстоятеля. Предстоятель тихим гласом творит обычное начало: «Боже, очисти мя грешного» (трижды), и все священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон после каждого возглашения. Затем диакон тихо произносит: «Благослови, владыко». Предстоятель: «Благословен Бог наш». Диакон: «Аминь. Царю Небесный…», Трисвятое по Отче наш, и прочее по чину. Пред чтением тропаря: «Пречистому Твоему Образу» священники снимают камилавки[2]

и, совершив метание или земной поклон (смотря по уставу дня), прикладываются к иконе Спасителя, а затем при чтении тропаря: «Милосердия сущи источник» — к иконе Божией Матери. За ними прикладываются диаконы. Затем все священники во главе с предстоятелем, преклонив главы, читают тайно: «Господи, низпосли руку Твою…», после чего кланяются друг другу: правая сторона левой, левая — правой, а предстоятель кланяется и направо и налево. Затем они все вместе кланяются народу и входят в алтарь, каждый по своей стороне. На правой стороне первым идет предстоятель. При входе в алтарь целуют икону Архангела или  архидиакона на северной или южной двери алтаря. По входе в алтарь все прикладываются к престолу и приступают к облачению.

Проскомидию
обычно совершает младший или чередной священник. По окончании проскомидии, на 6-м часе, диакон совершает полное каждение всего храма. Если нет диакона, каждение совершает священник, совершавший проскомидию.

Пред началом литургии
священники занимают свои места по старшинству по сторонам престола. Предстоятель становится пред престолом, диаконы по правую и левую сторону от предстоятеля против передних углов престола. Предстоятель творит вполголоса «начал»: «Боже, очисти мя грешнаго». Все священнослужители вместе с ним трижды совершают крестное знамение и поясные поклоны. Затем предстоятель воздевает руки и с воздетыми руками читает молитвы: «Царю Небесный», «Слава в вышних Богу», «Господи, устне мои отверзеши». После каждой молитвы священнослужители совершают крестное знамение и поясной поклон, но никто, кроме предстоятеля, не воздевает рук и не читает вслух молитв. Далее, по чину Служебника, диаконы принимают от предстоятеля благословение на начало литургии.

Во время литургии служащим священникам не разрешается разговаривать друг с другом, оставлять свои места, читать тайные молитвы вслух или вполголоса. Возгласы после малых ектений до малого входа священники произносят по очереди.

Во время пения «Во Царствии Твоем…» или антифонов, когда придет время малого входа
, предстоятель с диаконом совершают два поясных поклона. Предстоятель целует Святое Евангелие на престоле и вручает его диакону. Затем предстоятель и все священники совершают крестное знамение и поясной поклон; священники, кроме предстоятеля, целуют престол и, идут за диаконом по старшинству (впереди младшие) чрез горнее место и северные врата на солею. На солее священники занимают места в том же порядке, как стояли у престола в алтаре. Входное «Господу помолимся» и молитва входа совершаются тайно, без перерыва пения. На солее диакон, приняв у предстоятеля благословение на вход, подносит ему Евангелие для целования и по окончании пения «Блаженн» или антифонов, стоя у царских врат, произносит: «Премудрость, прости», несколько возвышая Евангелие. Диакон входит в алтарь и полагает Евангелие на престол. Священники, каждый на своей стороне, целуют только один образ: или образ Спасителя, или Божией Матери, входят в алтарь и встают на прежние места предстояния у престола. Предстоятель после них целует икону Спасителя на южной стороне царских врат, благословляет свещеносцев, целует икону Божией Матери на северной стороне царских врат и входит в алтарь. Все священники вместе с предстоятелем творят с крестным знамением поклон (престолу) и целуют престол.

После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого
  предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места.

Пред возгласом: «Мир всем» — предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей.

На сугубой ектении
, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю.

Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля.

На Херувимской песни
только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы…». Остальные священники молятся тайно.

На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Предстоятель: «И господина нашего преосвященнейшаго (имя) (егоже епархия) да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Второй священник: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». (Обычно последний заключительный возглас произносит предстоятель.) Добавлять иные возгласы для распределения их между всеми служащими священниками не рекомендуется.[3]

После возгласа на солее предстоятель добавляет полугласно: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И входит в алтарь. Диакон и священники в ответ произносят также полугласно: «Священство (протоиерейство) твое да помянет Господь Бог…».

Пред пением Символа веры
(когда хор поет: «Отца и Сына…») предстоятель, а за ним и все священники читают тайно: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое», поклоняются престолу и каждый, подходя с левой стороны пред престол, целует дискос и потир (сверху покрова) и край престола пред собой, после же этого братолюбно целуют друг друга в оба плеча и правую руку. Старший говорит: «Христос посреде нас». Младший священник отвечает: «И есть, и будет»; целуют же они друг друга в «рамена» (плечи) в знак того, что они равно подлежат игу Христову и носят ярем Его на своих раменах.

Если в службе участвуют два или более диакона, то они целуют сперва каждый свой орарь в том месте, где изображен крест, потом целуют друг друга в рамена и говорят то же, что и священники.

После того как диакон скажет: «Двери, двери», предстоятель берет воздух со Святых Даров и, держа его над Дарами вместе с остальными священниками, колеблет вверх и вниз, чем изображается осенение благодатью Святого Духа, освящающего Святые Тайны.

После Херувимской песни и великого входа
все иерейские возгласы произносит предстоятель. На евхаристическом каноне, согласно сложившейся практике во всех Православных Церквах, предстоятель произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» лицом к народу и благословляет его рукой. Следующие возгласы: «Горе€ имеим сердца» и другие — лицом к престолу. Все остальные участвующие в приношении святейшей Жертвы священники во время евхаристического канона все молитвы и возгласы читают тайно. Начиная от Господних слов: «Приимите, ядите» и до конца слов «И сотвори убо…» предстоятель гласно, а остальные священники тихо, все должны произносить эти слова в одно и то же время, как бы одними устами (см. об этом указание в архиерейском Чиновнике).

При возношении Святых Даров на возгласе: «Твоя от Твоих» не полагается творить чашей креста над антиминсом. На «Изрядно» предстоятель кадит Святые Дары трижды по трижды.

Причащение.
Пред причащением предстоятель вместе с сослужащими творит молитву: «Боже, очисти мя грешнаго» трижды с тремя поясными поклонами и, прочитав «Ослаби, остави…», все вместе творят земной поклон.[4]

Предстоятель кланяется сослужащим и произносит: «Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному…». Сослужащие также кланяются предстоятелю. После этого предстоятель, обратившись к западу, испрашивает прощения у молящихся, говоря: «Простите ми, отцы и братие». Затем со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», он совершает второй земной поклон, целует край престола и левой рукой кладет себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово, произнося: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего…», и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник.

В это время все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, с таким же поклоном поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (предстоятель), «И есть, и будет» (младший священник), и снова возвращается по левой стороне престола и горнему месту и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. Идти за спиной священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело.

После второго священника подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится возле второго; возле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д.

Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и тихогласно, во услышание сослужащих, читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую…». По прочтении ее причащаются Святого Тела все священники одновременно с предстоятелем.[5]

Затем предстоятель причащается Святой Крови и призывает диаконов для преподания им Пречистого Тела по чину, указанному в Служебнике. (Старший диакон подходит и, сделав земной поклон, целует престол, подающую Причастие руку и плечо предстоятеля, принимает частицу со словами: «И есть и будет», отходит левой стороной и становится возле младшего священника; далее возле первого диакона становится с Причастием второй, третий и т. д.) Раздав диаконам Тело, предстоятель отходит к жертвеннику. Необходимо обратить внимание, что только на соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела после священников. При служении же одного священника диакон причащается Святого Тела Христова одновременно со священником (см. Служебник).

После причащения предстоятеля Святой Крови подходят и прочие священники к чаше, но уже не с левой стороны, а с правой стороны престола один за другим по старшинству, при этом совершают поясной, а не земной поклон, произнося: «Се паки прихожду…», и затем, причащаясь, произносит: «Честныя и Святыя Крове… причащаюся аз…»

После всех, причастившись, младший священник причащает из чаши диаконов.

Теплоту и антидор после причащения принимают все священнослужители, кроме тех, кто будет потреблять Святые Дары после литургии.

Окончание литургии
. При возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» предстоятель в царских вратах совершает чашей крест в воспоминание последнего благословения апостолов Господом Иисусом Христом на горе Елеонской пред Его вознесением на небо.

Во время ектении «Прости приимше» предстоятель, поцеловав антиминс и губу, складывает антиминс. Священники же подают Святое Евангелие предстоятелю. Во время возгласа «Яко Ты еси освящение наше» предстоятель творит крест Евангелием над антиминсом, целует Евангелие и возлагает на антиминс.

Заамвонную молитву
обычно читает самый младший священник. Пред выходом он совершает крестное знамение, целует престол и кланяется предстоятелю. То же делает он, возвратившись в алтарь после прочтения молитвы. (Выходя на середину храма для чтения молитвы, он возглашает: «С миром изыдем».)

Если после «Буди имя Господне» предстоятель говорит слово, то весьма прилично всем священникам выйти на солею и слушать слово предстоятеля.

На отпуст
выходят из алтаря на солею все священники. Отпуст с крестом в руке произносит предстоятель. Все сослужащие подходят ко кресту, а затем, возвратившись в алтарь, читают благодарственные молитвы и разоблачаются.[6]

При служении без диакона предстоятель совершает каждение во время чтения Апостола (по другой практике — младший священник), выносит Евангелие во время малого входа и читает Евангелие. Он же совершает каждение во время Херувимской.

На великом входе предстоятель выносит чашу и дискос, а следующие за ним священники несут крест, лжицу и копие. Предстоятель произносит: «Великаго Господина» (поминая Святейшего Патриарха), второй священник поминает правящего епископа; заканчивает поминовение предстоятель возгласом: «Вас и всех православных христиан».

Предстоятель творит все возгласы на евхаристическом каноне, начиная с «Мир всем» (после возгласа: «Милостию и щедротами») и до возгласа: «И да будут милости». Он же возглашает: «И сподоби нас, Владыко», выносит чашу, произнося: «Со страхом Божиим», и затем: «Всегда, ныне и присно». Заамвонную молитву читает младший священник.

В конце литургии отпуст творит также предстоятель. (См. Указ Свят. Синода на имя Донского преосвящ. 13 сент. 1874 г
.)

Купить эту книгу можно
в розничноммагазине«Сретение»   в оптовоминтернетмагазине

[1]

См. «Православный церковный календарь» на 1947 г
. изд. Московской Патриархии.

[2]

Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения.

Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи.

Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах.

На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив  Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии.

На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей, 1880 г
.).

[3]

По существующей практике на юго-западе России остальные священники (распределив между собой) поминают еще: а) священство, монашество и весь причт церковный; б) благотворителей, благоукрасителей и жертвователей святаго храма (сего) и др.

[4]

Если воскресный день, или святки, или дни от Пасхи до Пятидесятницы, или Преображение, или Воздвижение, то творят поясный поклон.

[5]

По другой практике сослужащие священники, начиная со второго, приняв Святое Тело и придя на свое место, читают, каждый в отдельности, молитву «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Тела Христова. Предстоятель читает молитву и причащается после того, как все священники возьмут частицу Тела. (См. у архиеп. Антония Храповицкого. Разъяснения о причащении священнослужителей при соборном служении).

В Москве и др. местах существует еще и такая практика: предстоятель, прочитав молитву «Ослаби, остави» и испросив прощения, читает тихогласно в слух всех священнослужителей молитву: «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Святого Тела предстоятель и все священники по указанному чину.

[6]

При совершении литургии «соборне» иереями без диакона великую и сугубую ектении произносит предстоятель, а прочие ектении произносят священники по очереди. Тот священник, который произносит ектению, он же произносит и возглас после ектении.

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ

Т. 10
, С. 51-52

опубликовано:
11 сентября 2010г.

Входные молитвы

Входные молитвы

[церковнослав.   ], молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии. По значению и содержанию они сближаются с келейным правилом перед Св. Причащением, но в отличие от него совершаются в храме всеми священнослужителями вместе и поэтому считаются уже частью службы.

XII-XVI вв.

В древнейших греч. рукописях Евхология В. м. не выписываются; в уставах литургии
XII-XV вв. в качестве входной обычно приводится молитва Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου ἐξ ὕψους κατοικητηρίου σου, καὶ ἐνίσχυσόν με εἰς τὴν προκειμένην διακονίαν σου̇ (                ) (Красносельцев
. Уставы литургии; ср.: Goar
. Euchologion. P. 47-48).

В слав. же рукописных Служебниках XIII-XIV вв. часто выписываются молитва «за входящая в церковь»:       , а также 2 молитвы иерея о себе перед службой:     [ ],   [ ]   и        . Молитва «за входящая в церковь» встречается в нек-рых греч. рукописях Евхология т. н. периферийной редакции (где к к-польской основе прибавлены нек-польские элементы) как альтернативная молитва малого входа
в чине литургии свт. Иоанна Златоуста (Jacob
. Formulaire. P. 85-93, 202-203). В слав. рукописях она никогда не используется как молитва малого входа, но иногда — напр., в т. н. Антония Римлянина Служебнике
XIV в. (ГИМ. Син. 605) — приводится как молитва перед службой, хотя чаще она включается в состав молитв, сопровождающих великий вход. Греч. оригиналы 2 молитв иерея о себе перед службой до сих пор не выявлены.

В рус. практике XV-XVI вв., несмотря на переход на т. н. евфимиевскую редакцию чина литургии, основанную на «Уставе Божественной литургии» К-польского патриарха Филофея Коккина с уже упоминавшейся молитвой Κύριε, ἐξαπόστειλον τὴν χεῖρά σου̇ (    ), В. м., известные по дофилофеевским рус. Служебникам, продолжили существование и были дополнены целым рядом др.: Пс 14 и 22, краткими молитвами «егда звонят» (  ), по пути в храм (   ), при входе в храм (   ) и др. Это привело к большому разнообразию в изложении чина В. м. в рукописях (Дмитриевский
. С. 57-74), а также к тому, что чин В. м. постепенно превратился в 2 самостоятельных — чин входа в храм и чин входа в алтарь.

Русский чин сер. XVI — сер. XVII в.

Вопрос о разнообразии в последовании В. м. в рукописях был поставлен Стоглавым Собором (1551), к-рый принял решение об унификации В. м. Утвержденное на Стоглавом Соборе последование (гл. 9) вошло в первопечатные рус. Служебники и использовалось до реформ сер. XVII в. Оно состоит из 2 частей, до входа в храм и в храме, и имеет сложный порядок. 1-я часть включает молитвы   и    , а также Пс 14 и 22, «Достойно есть» и отпуст. Ко 2-й части иерей облачается в епитрахиль и становится с диаконом перед иконостасом; за обычным началом следуют тропари    ,    ,        ,      и совершаются поклоны к правой и левой сторонам св. врат, во время к-рых читаются молитвословия            (при поклонении к правой стороне) и       (при поклонении к левой стороне); затем — тропари     и       . Далее читаются тропари дню или празднику, храму, творцу литургии, после чего совершается целование образов на правом и левом столбцах св. врат, на св. вратах, др. икон в иконостасе и в храме, с чтением соответствующего тропаря при целовании каждого образа. Наконец, священнослужители входят в алтарь с чтением молитвы     , поклоняются св. престолу и начинают облачаться в священные одежды (см., напр.: Служебник. М., 1646. Л. 69 об.- 77). При архиерейском богослужении
чин В. м. еще более усложнялся (Дмитриевский
. С. 69-71).

Современная практика

В ходе литургических реформ сер. XVII в. рус. чин В. м. был приведен в полное соответствие с изложенным в греч. старопечатных изданиях и остается таким до наст. времени в слав. и в греч. Церквах. Он состоит из одной части, к-рая совершается диаконом и священником (в епитрахили) перед св. вратами и включает обычное начало, покаянные тропари      , тропари      и         (во время к-рых священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери в местном ряду), молитву     (ее читает не диакон, а священник), поклоны (к-рыми священнослужители испрашивают прощение у Бога, друг у друга и у народа), Пс 5. 8b — 13 (в это время священнослужители входят в алтарь, поклоняются св. престолу и прикладываются к нему). Вслед за В. м. совершается облачение
.

В особых случаях чин В. м. несколько меняется: при совершении литургии Преждеосвященных Даров опускается молитва     , а на Светлой седмице принято сразу после священнического возгласа вместо обычного начала и покаянных тропарей и перед тропарями на целование местных образов читать трижды тропарь Пасхи, а затем те пасхальные ипакои, кондак и 3 тропаря, к-рые входят в состав часов Пасхи.

Дониконовский рус. чин В. м. ныне используется только в единоверческой и старообрядческой практике, но отчасти он сохранился в чине В. м. при архиерейском служении: в совр. рус. практике торжественная встреча архиерея
начинается с «Достойно есть» или задостойника и отпуста (след от 1-й части В. м. в дониконовской практике), а помимо икон Спасителя и Божией Матери в местном ряду архиерей обычно прикладывается и к иконе храмового святого или праздника, с чтением соответствующего тропаря (целование храмовой иконы встречается как местный обычай и в приходской практике).

Лит.: Служебник (МП). С. 73-77; Дмитриевский
А
. А
. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884.
Ссылка на основную публикацию