Содержание
- 1 Молитва для принятия антидора
- 2 Артос в православии что это такое
- 3 Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ?
- 4 Артос: его значение и помощь в исцелении болезней | Благоздравница
- 5 Правила приема и хранения артоса
- 6 Как исцеляет артос?
- 7 Молитва на употребление артоса
- 8 Молитва на употребление артоса
- 9 Православные иконы и молитвы
- 10 Артос в православии что это такое
- 11 Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной
- 12 Что такое артос? / Православие.Ru
- 13 ➊ Раздробление артоса молитва в Православии ✟ Всемолитвы.Ru
- 14 Читайте также
Молитва для принятия антидора
Артос в православии что это такое
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный. Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам.
Как принимать артос
Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.
Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая молитву перед святым причастием. Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.
Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».
Как освящается хлеб
Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.
Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей.
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».
Как освящается хлеб
Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ?
Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви.
Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы;
имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа).
Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества;
верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду.
Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.
Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых.
Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Артос: его значение и помощь в исцелении болезней | Благоздравница
Среди Святынь Православной Церкви артос занимает значимое место по своей целительной силе. Дрожжевой хлеб, прошедший освящение, содержит изображение Креста с едва заметным терновым венцом. Самого Иисуса Христа на артосе не изображают — так в символическом ключе отражается победа Иисуса над смертью и обретение Воскресения. В монастырях Афона артос пекут небольших размеров, в то время как традиция русской Православной Церкви указывает приготовлять артос в форме высокого хлеба. Само название «артос» пришло в русский обиход из греческих источников, и буквально слово переводится как «квасной хлеб», или «всецелая просфора».
Отношение к артосу как к великомощной Святыне у христиан сформировалось уже давно. Еще в Типиконе 12 века сохранились описания раздачи раздробленных хлебов в субботний день Светлой седмицы. В комментариях к литургии артос тесно связывается с трапезами апостолов после того, как Иисус Христос воскрес. Апостолы и ученики продолжали помнить Христа и за столом всегда оставляли для него хлеб. Таким образом вознесшийся в небо Иисус всегда был рядом с апостолами на земле. Первые Церковные пастыри продолжили традицию размещать в Церкви хлеб в дни Воскресения Христа. Этот хлеб приобрел много символических значений, в том числе и стал отражением того, что страдания и смерть Спасителя стали для всех пищей, дарующей жизнь. Кроме хлеба для воскресшего Христа апостолы оставляли также часть и для Матери Спасителя. Сегодня этот обряд также продолжается в виде Чина о Панагии — обряде воспоминания о Матери Господа, который проводится в рамках процесса раздробления артоса. Освящается артос в самый первый день Пасхи непосредственно на литургии после проведения заамвонных молитв. Артос окропляется святой водой. Этот процесс сопровождается чтением соответствующих молитв. Освященный артос размещают на аналое, на солее, либо на специально приготовленном столе, где он хранится целую неделю. В период богослужений святой хлеб размещают перед иконой Иисуса Христа. Ежедневно на Светлой седмице совершается крестный ход, и артос обносят вокруг храма. В субботний день артос раздробляют с сопроводительной молитвой и раздают присутствующим в храме как чтимая и Святыня великой силы.
Правила приема и хранения артоса
Современные христиане полученный артос вкушают не в храме, а дома. Ранее артос и просфору присутствующие на службе принимали натощак прямо в храме, дабы укрепить силы. Но сегодня службы стали заметно короче по времени, и частицы артоса принято брать с собой в дом, где его благоговейно хранят на случай возникновения болезни или недомогания. Употреблять артос надлежит в случаях, когда необходима сильная поддержка души и тела. При остром течении болезни и в особенных случаях частичку получаемого в Церкви один раз в год артоса употребляют с непременным молитвенным сопровождением: «Христос воскресе!». Как и другие Святыни (антидор, просфора), артос предпочтительно вкушать натощак. При этом крошить Святыню строго возбраняется. Части святого хлеба не должны попадать под ноги. Для этого советуют всегда подкладывать под артос бумагу или блюдце, чтобы упавшие крошки не оказались попираемы. Осыпавшиеся части артоса нельзя выбрасывать. Их помещают вместе с остатками артоса и хранят в углу возле икон обернутыми в бумагу или специальный мешочек. Когда артос заканчивается, крошки сжигаются. Также поступать следует и с бумагой, где находилась Святыня, а также с любым предметом, который со Святыней соприкасался. Испорченный артос и емкости для его хранения можно сжигать самостоятельно, но лучше отнести вещи для этих целей в Церковь. Для хранения артоса можно приобрести специальные мешочки, которые в разнообразии можно увидеть в церковных лавках. Они, как правило, шьются на шнурочках или тесьме и помогают защитить Святыню от влаги, пыли и солнца. Такие мешочки изготавливали изначально для просфор, и назывались они просфорницами, но изящные образцы с бисерной вышивкой и ленточными украшениями есть и специально для артоса. Если не удалось присутствовать на раздаче артоса, его всегда можно попросить в храме, чтобы взять с собой домой.
Как исцеляет артос?
Процесс приготовления, освящения, раздробления и раздачи артоса сопровождается молитвами в храме и наполняет Святыню врачевательными свойствами. Являясь святым хлебом, артос требует бережного отношения и не менее трепетного и умеренного использования. Освящение артоса производится в честь Воскресения Господа и во славу памяти этого события. Сама молитва по освящению артоса содержит просьбы насытить хлеб способностью исцелять недуги и немощи души и тела и уберегать всех вкушающих от болезней. Священнослужителем испрашивается у Господа Бога благословение на насыщение хлеба Божией благодатью. Артос, как и другой Святой хлеб, преисполняется великой силы, но ошибкой будет преувеличивать потенциал частиц артоса. Заблуждением будет считать артос душеспасительной святой пищей, вкушение которой заменяет серьезные Таинства. Причащение болящего Кровью и Телом Христа не равноценно принятию артоса и Богоявленской воды. Это следует помнить всегда. Никакая Святыня не заменяет Таинство, но она является сосудом благодати, благословленным для помощи болящему.
Артос является лекарством, врачующим душу и тело в сложных случаях, позволяющим снять боли и успокоить страсти. Но важно помнить, что принятие артоса не может заменить принятие Причастия. Артос по воздействию схож с помощью Богоявленской воды. Приняв святой хлеб с молитвой, верой и благодарностью, можно ожидать ослабления страданий тела, надеяться на успокоение терзаний души. А всецелый спасительный эффект обеспечат постоянное посещение храма, участие в богослужении и принятие совершающихся в храме Таинств. Поскольку артос является Святыней с большим потенциалом, его советуют хранить для особенных ситуаций и вкушать реже, чем, к примеру, антидор. Каждый день вкушать артос стоит лишь во время реабилитации после операций и длительных периодов болезни. Максимальный целительный эффект обеспечивает артос вкупе с иными Святынями. Так, например, скорейшему излечению способствует вкушение артоса, святой воды, частиц просфоры вместе с помазанием елеем и молитвами к иконам православных Чудотворцев. Святой хлеб с богатой символикой соединяет все, что нужно человеку для здравия тела и души. При вкушении артоса рекомендуется не забывать о его благодатном наполнении и понимать, что святой хлеб в меньшей мере является пищей телесной, а выполняет важную роль духовной пищи.
Молитва на употребление артоса
Советуем ознакомиться молитва на употребление артоса с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитва на употребление артоса
При поддержке Управления делами Московской Патриархии
Пасхальная просфора. Хлеб напоминания
В Пасхальную ночь освящается особый пасхальный хлеб – артос, или как его еще называют «просфора всецелая». Он остается в храме в течение всей Светлой седмицы, а потом раздробляется и раздается верующим. Но для немалого числа посещающих храм на Пасху так и остается непонятным, что же это за хлеб можно увидеть перед Царскими вратами. На вопросы об артосе и связанных с ним обычаях отвечает иерей Константин Щербак, старший священник храма во имя святителя Димитрия Ростовского (подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в северной столице), преподаватель литургики Санкт-Петербургских духовных школ.
Что такое артос в Православии?
– Традиция, связанная с артосом, своеобразная. Ведь у нас есть Евхаристия, мы и на Пасху, и на Светлой седмице причащаемся Святых Христовых Таин. Тем не менее, со временем сложилась традиция: артос освещается на пасхальной Литургии, всю Светлую седмицу стоит в Царских вратах и также напоминает нам о присутствии вместе с нами в храме Самого Воскресшего Христа, который есть Хлеб Жизни. Вот Он нам только-только заповедал совершение Евхаристии, пострадал и воскрес – входя в храм, мы видим артос и вспоминаем об этом. Также всю Светлую седмицу артос берется и на крестный ход. То есть литургическая функция артоса – напоминание. В субботу Светлой Седмицы артос раздают прихожанам.
Что изображено на артосе?
– Как правило, в современной практике в Санкт-Петербурге на артосе изображается то же, что и на обычной просфоре, – крест и надписи «IС ХС НИ КА» (Иисус Христос Победитель).
Некоторые путают два «церковных слова» артос и антидор. Что важно знать?
– Артос – это артос, антидор – это антидор (улыбается — И. Л.). Приготовляя хлеб для литургии, мы с воспоминанием о крестных страданиях Господа Иисуса Христа из самой большой просфоры вырезаем центральную часть. А то, что остаётся, – вот эти боковины просфоры – называется антидором. И поскольку антидор тоже включён в литургическое пространство (из него изымался агнец), это уже хлеб не простой, а освящённый, и мы с особым почитанием к нему относимся – так же, как и ко всем другим просфорам, использовавшимся в литургии. В некоторых монастырях есть традиция приносить антидор в трапезную и там преломлять для вкушения. Также в монастырях есть чин панагии, когда в трапезную приносят не антидор, а просфору, которая на Литургии используется с воспоминанием о Богородице. А в приходской практике этот хлеб употребляется молящимися после Причастия – вместе с запивкой люди вкушают кусочки антидора и других использовавшихся на Литургии просфор.
Где хранить артос?
– Особой разницы нет. Но понятно, что, поскольку это освященный хлеб, то засунуть его в морозилку вместе с курицей неблагочестиво. Кто-то хранит на полочке рядом с иконами. У меня, например, есть специальная полочка в шкафу, где лежат различные предметы, связанные с совершением Таинств и треб, разные святыни, в том числе и просфоры.
Существует ли специальная молитва на принятие артоса?
– Нет. Есть популярная, скажем так, молитва просто на принятие просфоры и святой воды. Думаю, что можно в этой молитве слово «просфора» заменить на слово «артос» и произносить ее.
Как принимают артос?
– Всякую такую святыню стараются принимать натощак. Но в каких-то особенных обстоятельствах, например, если человек заболел и хочет поддержать себя какой-то святыней, то можно вкусить и вечером перед сном. Что касается святой воды, то вполне логично для верующего человека запить артос ей, а не, например, чаем.
Можно ли хранить артос несколько лет?
– Есть предание, например, что артос целый год не портится. Но это уже не из области богословия, а из области православных обычаев. И мы прекрасно знаем, что если хотим сохранить надолго артос, то нужно из него делать сухари. Иначе он всё-таки заплесневеет. Чудо, конечно, может произойти, но опыт показывает, что он заплесневеет, ведь это квасной хлеб. А так, после того, как частицы артоса раздаются, каждый волен поступать как хочет — можно вкусить сразу, можно сохранить.
Беседовал Игорь ЛУНЕВ
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала “Приходы”. Взносы можно перечислять несколькими способами:
Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:
Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
в ОАО «МИнБ» г. Москва
В переводе указать “пожертвование на поддержку сайта”.
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Артос в православии что это такое
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный. Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам.
Как принимать артос
Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.
Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая молитву перед святым причастием. Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.
Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».
Как освящается хлеб
Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.
Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей. Его кушают на голодный желудок, запивая несколькими глотками святой воды, а затем читают православные молитвы о здравии болящего. Но перед тем как съесть кусочек просфоры необходимо прочитать молитву на принятие артоса.
Текст молитвы при вкушении артоса:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат)
О священном хлебе. Просфора, Артос, Антидор
Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах “хлеб” также означает все нужное и для тела, и для души.
Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. “И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно” (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.
Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.
Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово “просфора” означает “приношение”. В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).
Просфора в нынешней Церкви – это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами “IC.XC.NI.KA”, означающими “Иисус Христос побеждает”. Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.
Итак, просфора – это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая – поминая – их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова:”Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих”. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре – большая святыня. Эта святыня – наша маленькая жертва Господу Богу нашему – приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.
Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово “антидор” происходит от греческих же слов “анти” – “вместо” и “ди орон” – “дар”, то есть точный перевод этого слова – “вместо дара”.
“Антидор”- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их”.
Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.
Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство “Изъяснения на литургию” Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.
Слово артос (по-гречески – “квасной хлеб”) – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба – долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней – и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.
Еще один вид освященного хлеба – тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.
По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами “Христос воскресе!”.
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.
Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же – прости нас, Господи! – как часто по небрежности, забывчивости или этакой “привычке” к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.
Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют “просфорницами” или “просфорничками”, изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.
Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Разъяснения
ПАСХА ХРИСТОВА – «ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК И ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ»
Краткое объяснение Литургии
О таинстве покаяния
Что такое молитва.
Литургия Преждеосвященных Даров
О Молитве перед едой
Как празднуют Успение Пресвятой Богородицы в других странах.
Успение Пресвятой Богородицы считается праздничным днем наряду с другими религиозными и государственными праздниками во многих странах мира. Отмечают его в Австрии, Андорре, Германии, Греции, Испании, Италии, на Кипре, Мальте, в Португалии, Словении, Хорватии и других государствах. В храмах совершаются праздничные Богослужения. Жители устраивают народные гуляния, фестивали, представления. В некоторых странах эти дни ассоциируются с окончанием сбора урожая.
Приход храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г.Бобров
Воронежской области религиозной организации
“Воронежская и Борисоглебская Епархия
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Что такое артос? / Православие.Ru
Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».
Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.
С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.
Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.
Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.
Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.
Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.
Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.
В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.
➊ Раздробление артоса молитва в Православии ✟ Всемолитвы.Ru
Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский. Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.
Email рассылка
Telegram
© Михаил Чернов vsemolitva.ru