Содержание
- 1 Сила молитвы (как это работает) Что такое молитва?
- 2 Сила молитвы / Православие.Ru
- 3 Сила молитвы. Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности
- 4 Сила молитвы почему и кому они помогают и как получить результат
- 5 Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему
- 6 Почему помогают молитвы с точки зрения энергии?
- 7 Примеры силы молитвы
- 8 Примеры силы молитвы.
Сила молитвы (как это работает) Что такое молитва?
Молитва – как это работает
…Молитва – обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшим Существам или их посредникам». В чем же сила молитвы? В чем смысл диалога с тем, кого не видишь?
Как молиться?
Молиться надо с верой – вера твоя тебя спасет. Большинство религий утверждает, что ритуальные фразы, которые были произнесены без религиозного чувства, остаются пустыми словами. Их делает действенными только сила веры. Молитва это только устное выражение устремлений к Богу.
Вспомним эпизод из Евангелия, когда больная женщина, увидев Иисуса Христа, окруженного толпой, подумала: «Стоит мне прикоснуться только к краю Его одежд, как тотчас же исцелюсь». Так и произошло, хотя она не произнесла при этом никаких магических формул. Господь сказал ей: «Вера твоя тебя спасла». Заметьте: не молитва, не приложение к одежде (Плащанице, иконам, мощам в раках, не паломничество…), а вера.
Молитва — это проверка нашей искренности: сможем ли мы произнести простые слова с верой, из глубины своего сердца? Если сумеем — молитва будет услышана.
Молитва – это обращение к Господу, способ соединения мира земного и духовного. Потому здесь нет определенных правил как молиться, которые надлежит строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий во время молитвы можно дать лишь один совет: поступайте и говорите так, как чувствует душа обращенная к Богу. Такое обращение немедленно будет услышано нашим Небесным Создателем, ведь оно будет идти от самого сердца.
Вся человеческая жизнь сосредотачивается вокруг него самого. Он не может ни на миг позабыть о своих проблемах, желаниях и потребностях. Не просто даже осознать, что существуют люди, способные отречься от собственного «я», бескорыстно и беспрестанно моляться за других. Их молитва обретает действенную и реальную силу. Что же происходит с людьми в момент их отречения от собственной гордыни и мирской суеты?
Статья: “Молитва Ангелу-хранителю. 33 молитвы
“
Молитва и энергия
Чтобы наши слова дошли до Бога, они должны быть наполнены энергией, иначе вы не будете услышаны. Изначально у человека имеется очень мощный энергетический запас, но большинство людей растрачивает его понапрасну, занимаясь пустыми мелкими дела. Мы нелюбим ближних, как нам было завещано, а ведь любовь это мощнейшая энергия, мы страшимся расплаты за свершенные грехи, а страх — это потеря энергии.
Мы злимся, ненавидим, и капля за каплей силы нас покидают. Когда же мы пытаемся молится, она получается слабой и безжизненной. Следовательно, прежде чем произносить молитву, необходимо освободиться от зависти, злости, любого негатива. После такого очищения в вашей душе освободится огромное количество энергии, которая прольется в молитве. Люди верующие говорят:« Быть злопамятным и молиться то же самое, что сеять в море и ждать жатвы».
Где молиться?
Молиться можно где угодно, однако лучше иметь для каждодневной молитвы постоянное место, где вас ничто не отвлекает. Хотя очень хорошо обращаться к Богу с краткими молитвами на темы дня там и тогда, где вам это понадобится. В своей книге «Школа молитвы» митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, когда мы выбираем дома специальное место для каждодневной молитвы, мы «отвоевываем для Бога» частицу нашей грешной земли. Мы как бы создаем дома небольшое подобие храма, святое место, где будет происходить наше общение с Богом. В таком «намоленном» месте мы сильней чувствуем присутствие Господа и нам легче устанавливать с ним связь. О присутствии Бога нам напоминают иконы – зримые свидетельства Божьего величия, «окна в небесный мир».
Сила молитвы – эксперименты
Для того что бы разгадать феномен молитвы в наше время используются новейшие компьютерные технологии.
• Нейрофизиолог Валерий Слезин еще в 1986 г. записал впервые энцефалограмму мозга священнослужителей во время их молитвы. Результат оказался сенсационным и сразу же был принят на мировом психиатрическом симпозиуме. Но нейрофизиолога в СССР чуть не уволили из института. Слезин показал, что активность мозга фактически исчезает во время молитвы, т.е. она в десятки раз понижается. В состоянии бодрствования мозг взрослого человека работает приблизительно с частотой в 12 Гц. А во время произнесения молитв электроэнцефалограф в лаборатории профессора зафиксировал активность около 3 Гц.
Такого рода показатели были бы характерными в случае, если бы участник эксперимента был без сознания. Но для исследователя самым удивительным было другое – частота в 3 Гц характерна для работы сознания младенца. Согласно придания Иисус Христос однажды сказал – «Будьте как дети и спаситесь». Вполне возможно, что это фраза не просто красивая метафора, а ключ заповеданный человечеству, средством, которым каждый может воспользоваться для своего спасения. При помощи молитвы взрослый человек возвращается в состояние младенчества, к первозданной чистоте.
• Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже проводили эксперимент на 20-ти добровольцах, среди которых было 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому участнику эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. При проведении опыта верующим было предложено смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию картины Гогена.
За 20 мин. эксперимента каждый из добровольцев получил 20 неприятных электрических разрядов. Однако восприняли их две группы по-разному. Те кто смотрел на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При чем приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как рассматривавшие картину Гогена. Прибор, делающий анализ работы мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли наносимую им боль. А вот у атеистов такой реакции мозга не было.
Папа сильно заболел. Доктора воздерживались от дачи прогнозов, лишь разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра позвонила и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и начала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папе.
Со мной такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Будто уже не дома, а где-то парю, смотрю на себя со стороны, потом последовал толчок и я осела на пол. Словно проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелой, однако на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще некоторое время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет.
Явление младенца Иисуса святому Антонию Падуанскому
Сила молитвы «Отче наш»
Молитву «Отче наш» по праву считают одной из самых сильных и универсальных православных молитв. Ее можно читать в час уныния, болезни, любых неприятностей, и всегда получать помощь от Господа Бога.
Иисус Христос сказал: «Молиться – означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали свет. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно ответило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы».
Обращаясь к молитве, вы открываете доступ в тонкие энергетические слои и можете реально влиять на судьбу, карму, здоровье. Важно научиться обращаться к молитве не только в горе, но и в радости, в благодарности.
Тайна молитвы
В Православии во все времена были свои святые и свои пророки. Одним из таких людей был Иоанн Кронштадтский
. Начал говорить я о нем для того, чтобы с его помощью раскрыть психотехнику совершения правильной молитвы.
Молитва – это прямой способ и метод общения человека и Бога. Если правильно выполнить молитву, то в любой религии вы непременно получите результат. Еще наши предки учили нас: «Просите Бога, и вам будет дано; ищите, и найдете; стучите, и вам отворят! Только делайте это искренне и всем сердцем вашим!»
А вот что сказал о технике молитвы Иоанн Кронштадтский, “Истинные христиане и теперь, как и всегда, испытывают, на себе благодатную силу молитвы. Но почему же между нами мало тех, кто считал бы молитву самым действенным средством во всех злоключениях и напастях?
Что значит, к примеру, такое заявление: когда христианину при случившейся с ним какой-либо беде подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, словно бы дело шло о давно испытанном и не оказавшем, пользы средстве. Это говорит лишь о том, что между христианами все еще мало таких, которые умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительной молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. Вначале надлежит научиться молиться, познать, какая молитва угодна Богу. Это – великий подвиг.
Прежде всего христианину надлежит с благоговением приступить к молитве, к этой живой беседе. «Молясь Богу, надо всегда представлять себе Его бесконечное величие. Его всеведение, бесконечную благость, и правду, и святость. Всегда считай за великое счастье беседовать в молитве с Господом или с Пречистою Госпожою Богородицею и с трепетом благоговения молись им. Дорожи постоянно и неизменно этим высочайшим счастьем, этим блаженством…»
» alt=»»>
ред. shtorm777.ru
Сила молитвы / Православие.Ru
Первое, с чем человек – сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, – это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.
Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.
В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.
Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.
Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых…
…Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.
А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.
…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.
И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?
А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.
…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.
Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).
Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.
А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.
И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:
– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?
– Нет, – ответила моя знакомая.
– Почему?
– А вдруг Он услышит…
Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.
Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.
Сила молитвы. Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности
Сила молитвы
Высшие Силы вновь и вновь напоминают нам о существующем во Вселенной порядке. И настаёт момент, когда человек преклоняет колени в полном смирении, обращаясь с просьбой. Любой из нас может быть удовлетворён своей судьбой, работой, карьерой, семьёй, детьми, своим обеспеченным, налаженным бытом. И вдруг что-то случается: всё меняется или ломается – и вот слабый человек выброшен за борт. Обладающий здравым умом обратится к Богу с молитвенной просьбой, а если он этого не сделает, жизнь снова и снова будет его испытывать, пока не научит смирению и вере.
Мы становимся на колени перед иконой, когда страдание и отчаяние вынуждают нас это сделать, молимся, чтобы не случилось с нами и нашими близкими ещё большей беды, но это совершается с известной долей промедления, и поэтому наша молитва не оказывает сильного действия.
Следует знать, что не простым повторением молитвы достигается успех. Механическое её повторение ничего не может дать. Если в молитве не задействованы душа и дух, то моление остаётся безрезультатным, простым механическим повторением слов с причитаниями физического тела. Молитва должна коснуться плоти, души и духа.
Нужно такое состояние, когда вы не ощущаете тела, чувств и, осознавая себя как дух, сливаетесь с Богом, растворяясь в любви и преданности. В этом состоянии через молитву можно изменить даже ход событий, вымолив не совершаться чему-нибудь плохому. И если вы не можете молиться так, попросите, чтобы за вас помолился богомолец, который может творить правильную молитву.
Очень многие люди, умеющие правильно молиться, получают во время молитвы одухотворённое состояние.
Тогда они переходят на тот уровень, при котором Божественный свет активизирует в них определённые силы и способности. Полученную духовную силу молящийся сможет направить на себя, получив здоровье, выход из сложной ситуации и т. д.
Вообще, в жизни нужно научиться всё говорить от сердца, искренне, избегать пустословия. Необходимо также развивать душевные силы: веру, терпение, любовь ко всему сущему.
Очень часто самой сильной молитвой к Богу бывает молитва без слов…
К сожалению, в наше время многие люди не верят в силу молитвы. А ведь молитва есть не что иное, как мысль, сосредоточенная, сконцентрированная мысль, которая исходит из глубины души. И если мы можем создавать привычный нам мир с помощью обычной мысли, то почему же мы не можем делать это ещё лучше с помощью молитвы? Всё дело в том, что нас никто не учил делать это так, чтобы мы были услышаны свыше. Мы не знаем того, что когда мы обращаемся с молитвой, то не можем получить ответ тогда, когда нам этого хотелось бы. И по этой причине в силу своего невежества кажется нам, что молитвы наши не услышаны и нет смысла молиться.
На самом деле все наши молитвы непременно будут услышаны, но в том случае, если были они искренни и шли из самого сердца. Если помыслы наши чисты и чиста душа, то ответ на молитву будет обязательно! В Евангелии от Матфея (Матф., 21: 21–22) сказано: «истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь… всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
Сила молитвы почему и кому они помогают и как получить результат
11310 просмотров
Каждый задумывался почему помогают молитвы людям в просьбах, чаяния, в скорби и радостях? В чём сила молитвы?
Молитва для верующего – помощник, защитник, целитель, утешитель, и очень сильный оберег.
«Вначале было Слово…» — читаем мы в самом мудром важном святом источнике Евангелие от Иоанна (Новый Завет). Обретя разум и сознание, человек произнёс слово — набор звуков с заключённым в них смыслом, чем и стал отличаться от других живых существ.
Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему
Молитвы — это не только набор слов. Это посланная энергия, свет и любовь к Богу. Поговорим в чём же сила и волшебство молитв? Почему они помогают человеку в его просьбах и чаяниях?
«Язык — кладезь, вместилищем познаний человека, оказывающий влияние на развитие человека как личности».
Силу слова люди чувствовали всегда и трепетно к этому подходили. Неслучайно говорят:
«Словом можно убить и можно душу растопить».
-
«Благодарю»: «Благо- Дарю».
-
«Здравствуйте»: «Будьте в здравии».
Верующие люди, почитающие божий храм, с радостью и глубиной чувств, служащие Богу, всегда признают силу молитвы, называя её связью с Богом.
Почему помогают молитвы с точки зрения энергии?
- Слово — это сложная комбинация цифровых кодов, посредством которых мы сами того не осознавая, осуществляем связь с Всевышним и всей Вселенной. Каждой букве алфавита присуща определённая форма, создающая особое энергетическое торсионное поле.
- Все слова, что живут вокруг нас — это определённая информация всеобщего сознания. Потому важно, чтобы они несли благую наполненность, были лишены негатива.
- Особенно молитвы помогают в святых местах: церковных храмах, особо почитаемых источниках, у захоронений, святых мощей, то есть там, где присутствует особая энергетика, которую нельзя описать и определить, но она есть, работает, живёт.
- Находясь в божьем храме во время литургии, рядовой службы, все верующие излучают общую мощную энергии. И вы в этом общем хоре обращения к потусторонним силам, к ликам Святым вплетаете в общий хор своё желание, мольбу, просьбу. Так они скорее будут услышаны и дойдут до Создателя, нежели вы молиться один дома.Но можно и одному дома так настроить канал своего общения — что и он будете иметь не малый эффект воздействия и на Вселенную и значит возможность обрести то, что ждёшь от неё.
Если человек истинно верит в силу молитвы, в силу веры, способен отдаться им, то в таком состоянии в его мозге возникают особые волны, называемые дельта-волны, которые способны чувствовать лишь младенцы грудного возраста.
В молитвах молящийся на время уходит от земной реалии, мыслительные процессы приостанавливаются, человек начинает воспринимать мир душой.
Иисус говорил:
«Молиться — означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали света. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно светило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы».
Молитва поможет лишь в том случае, когда она идёт из самого сердца с верой. Хорошо, если человек знает молитвы канонические, те, что даёт нам религия. Не знаете — это не повод не читать молитвы. Просто ведите разговор с Богом:
«Спасибо, Господи, за всё тобой содеянное, за утро… за сон… за пищу…за жизнь… за здоровье, за силы, чтобы я смог выполнять волю Твою».
«Спасибо, Господи!», «Спаси, Господи!» Произнося эти простые слова, наполненные смыслом вы сами быстро заметите, как высшие силы вас услышали и ответили добром, светом, радостью.
Научно доказано, молитвы рядом с горящей свечой, сильнее усиливают звуковые вибрации, вызывая колебания общего биополя земли, а оно переводит их в волны, и возносит к Богу. И запускается обратный эффект: на человека нисходит Божья Благодать — энергия и информация очень тонких вибраций, которые исцеляют и душу и тело.
Научно подтверждена польза молитвы для здоровья и её благотворное влияние на работу мозга. Вот почему верующие люди, посещающие храм, совершающие молитвы, имеют лучшее здоровье, живут дольше и не лишены здравомыслия.
Примеры силы молитвы
Примеры силы молитвы.
1) В некотором саду обрезали сухие ветви от виноградных деревьев и выбрасывали вон. Святой Тихон, собрав оные, рассадил их в своем огороде и помолился Богу
, чтобы ниспослал на его виноград четыре дарования: первое, чтобы сухие розги приняли влагу, жизнь и силу, укоренились и возросли; второе, чтобы виноград был полон и красив; третье, чтобы ягоды были сладки и здоровы; четвертое, чтобы грозди его быстрее прочих созревали.
Назавтра Тихон пошел наведать виноград свой и увидел на нем благословение Господне: все розги прозябли; они начали расти и тем же летом сверхъестественно принесли чрезвычайное изобилие плодов; повсюду виноград был зелен, а у святого отрока созрел, имел вкус весьма сладкий и для здоровья полезный. Сей виноград не только при жизни, но и по смерти чудотворца не лишился своей чудесной силы, а вино, из сих ягод изгнетенное, по большей части употреблялось для приношения бескровной жертвы Богу.
Сколь действительна пред Господом молитва
угодников Его!.. Но, христиане, заметьте другое, не менее важное для вас нравоучение. Вы не члены ли Церкви? Не лозы ли винограда, который насадила десница Господня? Вы без духовных дарований, сухи исходите из чрева матери своей, но святая купель дарует вам влагу, Божественное миро — жизнь, Крест Господень — силу. Вся Церковь тогда молится за вас устами священнослужителя, да укоренитесь и возрастете в вере Евангельской. Исполнитесь дел добрых; будьте украшением не только ваших семейств, но и общества христианского.
Растворяйте сладостью благодеяний жизнь ближних, огорченную злосчастьями, споспешествуйте здравию недужных. Спешите, один скорее другого, расцвести верой, благочестием, братолюбием! Тогда будете как дерево, насажденное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что ни делаете, успеете («Училище благочестия», ч. 1).
2) В одно время в Милитине Армянской была чрезвычайная засуха, отчего неминуемо угрожал голод, и сетование жителей день ото дня умножалось.
Наконец все прибегли к епископу
своему, преподобному Акакию (память 17 апреля), чтобы он умолил Бога явить к ним милость Свою. Святитель, собрав народ, уже алкать начинающий, пошел к церкви святого великомученика Евстаоия, вне града бывшей, умоляя страдальца Христова участвовать в их молитве и вместе с ними испросить у Бога дождь земле иссохшей.
Здесь, избрав близ церкви лучшее местоположение, он велел принести и поставить Божественный престол; и на открытом поле, без крова, начал совершать бескровную жертву, слезные к небу возводя очи. Уповая на всемогущество и милосердие Божие, Акакий не растворил вино водой, но ум свой вперив в Бога, прилежно молился, да Он Сам свыше растворит святую чашу и вкупе напоит иссохшую землю. Сия молитва столь сильна была у Бога, что немедленно пролился великий дождь и растворил вино водой, земную стихию — стихией водной, а сердце народа — радостью (там же, ч. 5).
3) Недавно к иконе
великомученика Пантелеймона, находящейся в Сосницком храме Полоцкого уезда, принесена прекрасная рама одним из жителей города Витебска Э.И.Г., состоящим на службе по Министерству юстиции, семейство которого несколько лет сряду проживало в нашей местности на даче в летний сезон. Навещая свое семейство, Г. ежегодно, в день памяти великомученика Пантелеймона, посещал наш храм и просил отслужить молебен перед образом сего угодника Божия, во время которого он всегда горячо молился. Заинтересованный этим, я возымел нескромность спросить Г., почему он особенно благодарно чтит великомученика Пантелеймона
. В ответ на это жертвователь сказал: «В жизни моей были некоторые обстоятельства, при которых я испытал дивные милости Господни через посредство сего угодника Божия, заставившие меня во всю жизнь благоговейно чтить и благодарственно прославлять Его. Не очень давно, говорил жертвователь, я был опасно болен общим расстройством организма. Сначала меня лечили в Витебске, потом в Петербурге
, Москве
и Самаре, и, наконец, в Ялте. Но помощи и облегчения я нигде не получил.
Напротив, в Ялте положение мое стало столь опасным, что врачи посоветовали мне ехать на родину, и я возвратился домой едва живым, с твердым намерением оставить всякое лечение и предать себя в руки Божий.
По возвращении домой прежде всех посетил меня письмоводитель мой, который обратился ко мне с такими словами: «В отсутствие ваше мы много молились о здравии вашем, но вижу, что молитвы наши не помогли. Вот вам икона
великомученика Пантелеймона; помолитесь теперь перед ней вы сами. Угодник Божий упросит Отца Небесного спасти вас от смерти, восстановит ваши силы и возвратит вам здоровье».
«С глубокой верой, — продолжал жертвователь, — я принял добрый совет и с твердым упованием на благодатную помощь целителя Пантелеймона
стал молиться перед образом его, повесив при одре своем. Скоро я почувствовал себя лучше, затем стал выздоравливать и, наконец, сделался совершенно здоровым.
Такая видимая милость Божия, помогшая мне избавиться от болезни без лечения, по предстательству великомученика Пантелеймона, заставила меня всегда прибегать с молитвой к сему угоднику Господню, а иконописное изображение великомученика, принесенное в дар мне, с тех пор сделалось бесценной святыней моего дома. К сожалению, недолго мне пришлось владеть сей святыней.
Приходит как-то раз к нам женщина-крестьянка и с горькими слезами рассказывает, что у нее дочь в доме умирает. Сжалившись над бедной матерью, я преподал ей кое-какие советы и вручил ей икону великомученика Пантелеймона, настаивая, чтобы она, возвратившись домой, немедленно попросила местного священника отслужить перед иконой молебен о здравии больной и затем возвратила нам святыню моего дома. Но женщина эта не возвратила мне икону. Я был настолько доверчив, что не спросил тогда, откуда эта женщина, где она живет, а вследствие сего не мог и принять мер к разысканию своей святыни. Спустя некоторое время после сего заболел у меня сын-малютка. Консилиум врачей признал его положение безнадежным. Идя на службу, под давлением горестных чувств, помолился горячо и дал обет: выписать икону великомученика Пантелеймона с тем, чтобы поставить ее в своем приходском храме на поклонение людям. И малютка мой оправился и находится в полном здравии до сего Дня.
Икона выписанная находится нынче в Покровском храме города Витебска; перед ней стоит аналой, на котором лежит всегда житие великомученика Пантелеймона. Вот почему я глубоко почитаю великомученика Пантелеимона и в день памяти его, совершаемой Святой Церковью 27 июля, где бы я ни был, всегда стараюсь побыть в храме Божием и помолиться ему».
Этими словами жертвователь окончил свой поучительный рассказ о чудных обстоятельствах в его жизни, которые, наряду с другими подобного рода случаями, совершавшимися в бесчисленном множестве по молитвам святых, свидетельствуют, что и ныне дивные дела Божий может видеть и испытать на себе всякий верующий человек, лишь бы он молился с теплой верой и твердым упованием на Бога (Полоц. епарх. вед., 1887 г., №4).
4) В Кесарии, во дни святительства Василия, жила одна благородного происхождения и весьма богатая вдова, которая безмерно грешила и предавалась всем видам чувственных удовольствий, даже самых постыдных. Но всемилостивый Бог, желающий всем спасения, коснулся ее сердца Своей благодатью, и эта женщина пришла в себя, увидела бездну, в которую увлекаема была своим плотоугодием, и начала глубоко сокрушаться в своем окаянстве. Со слезами искреннего раскаяния, вспоминая множество грехов, содеянных ею от лет юности, она решилась написать их на хартию, в конце же этого длинного списка беззаконий написала один особенно тяжкий грех — и запечатала хартию.
Однажды, когда святой Василий Великий шел в церковь, кающаяся грешница приблизилась к нему и, припавши к ногам его, сказала: «Святитель Божий, помилуй меня, паче всех согрешившую!» На вопрос святого Василия, чего она хочет от него, она отвечала: «Вот, владыко, все грехи и беззакония мои написала я на этой запечатанной хартии; ты же, угодник Божий, не читай написанного и даже не разрешай печати, но только помолись обо мне и своей молитвой
очисти грехи мои, ибо я верую, что Господь, внушивший мне эту мысль, услышит твою молитву обо мне, грешнице». И святой Василий взял хартию и, возведши очи на небо, сказал: «Тебе единому, Господи, возможно совершить дело сие; если Ты взял грехи всего мира, то кольми паче можешь очистить прегрешения этой одной души: ибо все грехи наши изочтены перед Тобою; милосердие же Твое бесконечно и неизреченно».
Сказав так, угодник Божий вошел с хартией в церковь и, повергшись в алтаре
перед престолом, долго молился о жене той. На другой день, по окончании богослужения, она получает свою нераспечатанную хартию и, открыв ее, к великому изумлению своему находит, что все грехи ее изглажены, кроме самого тяжкого греха, написанного после всех. Увидев это, вдова с ужасом и рыданиями опять припадает к ногам святителя и просит его умолять Бога, да простит Он ей и этот великий грех, как простил все другие ее грехи.
Глубоко тронутый сердечным сокрушением жены, святитель говорит ей: «Вспомни, что и я человек грешный, и сам имею нужду в помиловании, прощении; Господь же, очистивший прочие грехи твои по Своей благости, может и неизглаженный грех твой очистить, если ты станешь блюсти себя от греха и будешь усердно ходить путем Господним». Он посоветовал ей обратиться со своей просьбой к некоему святому мужу по имени Борем, живущему в одной пустыне, да испросит он отпущение греха ее у Человеколюбца Бога. Исполняя этот совет, она отправилась в пустыню и после долгого путешествия нашла келию Ефрема и, подавая ему свою хартию, сказала: «Архиепископ
Василий послал меня к тебе, чтобы ты помолился Богу об очищении греха моего, на хартии сей написанного; все другие он изгладил своей молитвой».
Но преподобный Еорем, в смиренном сознании своего недостоинства, отвечал: «Кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тот кольми паче может умолить Его об одном последнем грехе твоем. Итак, возвратись же к Василию и не медли нимало, дабы обрести его в живых: ибо он скоро отойдет к Господу». Жена, поклонившись преподобному, с возможной поспешностью отправилась в Кесарию. При входе в город она узнала, что великий святитель скончался, и уже совершается погребение тела его. С неописанной горестью она пошла навстречу погребальному шествию и, припавши к гробу святого, с горестью вопияла: «Увы, святитель Божий, увы мне окаянной! Для того ли ты отсылал меня в пустыню, чтобы я не беспокоила тебя своей просьбой перед твоей смертью?
Вот и возвратилась, без всякой пользы совершивши трудный путь в пустыню: да судит Бог между мной и тобой — в том, что ты, будучи сам в состоянии оказать мне помощь, отослал за ней к другому». Потом она положила свою хартию на гроб святителя и рассказала о случившемся всем бывшим здесь людям. Один из клириков взял хартию, распечатал ее и, не найдя в ней ни одного написанного слова, сказал жене, что она напрасно сокрушается, не ведая явившегося над ней неизреченного человеколюбия Божия. Весь народ, узнав о чуде, прославил Бога, дарующего столь великую силу и власть верным рабам Своим и по смерти их.
5) Жил в Кесарии иудей по имени Иосиф, врач столь искусный и опытный в разумении свойства и исхода болезней, что очень нередко за три и четыре дня предузнавал кончину больных. Святой Василий Великий питал к нему расположение и в частных беседах с ним убеждал его оставить иудейский закон и принять святое крещение.
Но Иосиф всегда отказывался, говоря, что он хочет умереть в той вере, в которой родился. Однажды святитель Божий пророчески сказал ему: «Поверь мне, что ты крестишься еще прежде моей смерти», и с особой силой убеждал его принять Христову веру, говоря, что и отцы его некогда крестились в облаке и море и пили воду от камня, который был прообразом духовного камня — Христа, родившегося от Пресвятой Девы ради нашего спасения.
Но, несмотря на все убеждения святого Василия, иудей упорствовал в своем неверии. Святитель, незадолго до своей кончины, впал в тяжкую болезнь и пригласил к себе Иосифа, как бы прося помощи от его врачебного искусства. Когда тот пришел, святой Василий спросил его об исходе своей болезни. Внимательно осмотрев больного, Иосиф решительно сказал его домашним, чтобы они приготовили все нужное к погребению, поскольку архиепископ
умрет в сей же день до захождения солнца.
«А если я останусь в живых до половины следующего дня, — спросил его святитель, — ты что тогда сделаешь? Согласишься ли креститься?» — «Клянусь тебе, владыко, что если ты будешь жив до утра, я исполню твою волю».
Крепко помолился богоносный отец наш Василий, да продлит Господь жизнь его для обращения иудея, и его святая молитва была услышана. Поутру он послал за Иосифом. Тот долго не верил словам слуги, что святитель доселе еще жив, и с великим изумлением убедился в том собственными глазами. Павши к ногам святителя, он из глубины сердца воскликнул: «Велик Бог христианский! Я отрицаюсь иудейства и приступаю к истинной вере христианской. Повели, святой владыко, немедленно преподать святое крещение мне и всему дому моему».
Святой Василий изъявил намерение крестить его своими руками. И тогда Иосиф заметил ему, что его силы до конца ослабели, и потому он не в состоянии будет совершить таинства. Человек Божий с твердой верой отвечал: «Мы имеем Создателя, нас укрепляющего». И, восстав от одра болезни, он вошел в церковь, сам крестил Иосифа со всем его семейством, сам совершил в тот день литургию и еще говорил пространное поучение к новокрещеным и к другим духовным чадам своим. Когда потом скончался великий святитель, новокрещеный христианин, увидев его уже преставившегося, говорил со слезами: «Воистину, раб Божий, ты и ныне не умер бы, если бы сам того не восхотел» (Чет. Мин., 1 января).