Содержание
- 1 «Поминальная молитва» — Официальный сайт Театра «На Литейном»
- 2 Ближайшие спектакли:
- 3 В спектакле заняты:
- 4 Фотографии© 2014 | Дарья Пичугина
- 5 Фотографии© 2014 | Виктор Васильев
- 6 Пресса о спектакле →
- 7 Поминальная Молитва — Театр Ленком
- 8 Поминальная Молитва: фотогалерея
- 9 Театр МОСТ. Поминальная молитва: nicolaitroitsky — LiveJournal
- 10 Поминальная молитва (спектакль) — Википедия Переиздание // WIKI 2
- 11 Краткое содержание
- 12 Действующие лица и исполнители
- 13 Создатели спектакля
- 14 История спектакля
- 15 См. также
- 16 Примечания
- 17 Ссылки
- 18 «Поминальная молитва» — премьера театра МОСТ
- 19 Поминальная молитва — премьера 2018 года
- 20 Как попасть в театр МОСТ
«Поминальная молитва» — Официальный сайт Театра «На Литейном»
Ближайшие спектакли:Когда рушится прежний, привычный мир и не соблюдаются обычаи в семье, когда уходят самые близкие люди и кажется, что никакого Бога нет, — жизнь на этой земле кажется ненужной и бессмысленной.
Как остаться тогда человеком? Как не потерять себя и свое человеческое достоинство в тревожное и непростое время? Самое важное в этот момент для создателей спектакля — не исказить своё лицо злобой и ненавистью. Суметь сохранить в себе способность к состраданию и жалости. Не потерять Бога в себе. И не разучиться — верить. Несмотря ни на что и вопреки всему.
Именно этот путь предстоит пройти главному герою пьесы Григория Горина — Тевье-молочнику. Найти вновь смысл жизни и научиться жить заново. Отыскать в себе силы снова увидеть голубое небо и зеленые деревья, услышать, как поют птицы и скрипит снег под ногами, примириться с собой, родными и …Богом.
Премьера 20 марта 2014 года. Продолжительность спектакля 3 часа. Спектакль с одним антрактом. В спектакле заняты:
Спектакль ведет Ольга Белькович.
Фотографии© 2014 | Дарья Пичугина
|
Поминальная Молитва — Театр Ленком
Главная
В | В Репертуар
В | В Афиша
В | В Поминальная Молитва
Поминальная Молитва
Спектакль снят с репертуара
В | |
В | |
В | |
В | |
В |
Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!
Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса…
Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка В«Поминальная молитваВ», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.
Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома
, и вы поймете, почему с появлением спектакля В«Поминальная молитваВ» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.
Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов
смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов
сыгравший в В«Поминальной молитвеВ» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину
в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина
в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер
в роли Берты.
Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.
В центре внимание спектакля В«Поминальная молитваВ» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.
Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля В«Поминальная молитваВ», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.
Пьеса Г. Горина
в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г. Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов
, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери: Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова
, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе Шпринце — В. Мурашова Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер
, з. а. М. Лифанова Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий
, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев
, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер
, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий Мальчик-скрипач — Леня Горелик Девочка — Оля Рябинкина Женский вокализ — И. Мусаэлян Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов
Постановка н. а. М. Захарова
. Сценография О. Шейнциса
. Режиссер Ю. Махаев
. Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской. Музыка М. Глуза. Хореография С. Воскресенской. В
Поминальная Молитва: фотогалерея
Театр МОСТ. Поминальная молитва: nicolaitroitsky — LiveJournal
Я плакал. Ну, не навзрыд, но слеы капали. В театре это у меня бывает редко. Да я еще смотрел не готовый спектакль со зрителями (премьера будет 5 октября), а генеральный прогон, правда, с начала до конца, без перерывов, зато с антрактом.Это пьеса Григория горина по мотивам «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема, что всем известно. Горин — бывший юморист, и в этой пьесе это чувствуется, многовато реприз, рассчитанных на смех зрителей. Так эту пьесу и ставил Марк Захаров — как еврейский водевиль почти без музыки, Евгений Леонов вытягивал свою роль до уровня трагедии, а все остальные персонажи были чисто комические, водевильные, порхали и хохмили, эдакий «Кабачок 13 стульев», только текст более художественный. Так было в Ленкоме.А вот в театре МОСТ — не так! Никакой водевильности, всё серьезно, хотя, безусловно, с юмором в нужных дозах, ибо только юмор помогает выжить и Тевье, и его односельчанам. Добрый, мягкий, самокритичнычй еврейский юмор — прежде всего у главного героя, Тевье, с его постоянными цитатами из Писания и вечным стремлением рационально осмыслить иррациональное, то есть веру в Бога. Что периодически приводит его к своеобразному богоборчеству. Во всяком случае, Тевье пытается вести с Богом диалог на равных — вот только не совсем ясно, как к этому относится его собеседник.Столь сложный рисунок роли требует от актера истинной виртуозности — и Евгений Никулин справляется, причем с видимой легкостью (за которой скрывается тяжелая актерская работа, но зрителям это не видно).ДальшеНикулин отнюдь не пребывает в гордом одиночестве, в постановке задействован целый ансамбль виртуозов, с такой же кажущейся легкостью обитающих в мире трагического и смешного, из чего, собственно, и состоит жизнь человеческая. Тут и мудрая, ироническая, всё понимающая жена Тевье Голда — Людмила Давыдова, и его сосед-мясник Лейзер-Вольф, сельский богач, который пытается сосватать себе дочку Тевье, но он не хапуга из еврейского анекдота, а несчастный одинокий человек — Юрий Огульник — с его постоянным рефреном «я человек простой». И вечный неудачник, недотепа-шлимазл Менахем Фамиль Велиев, и русский сосед Тевье Степан, любитель выпить, регулярно заглядывающий, чтобы с утра подлечиться водочкой, но в сущности глубоко порядочный человек (Павел Кулябин), и местный урядник (Анатолий Сафронихин), вроде бы солдафон, но видно, как ему противно исполнять всякие антисемитские распоряжения властей, требующих «не препятствовать погрому», а затем приказывающих выселить всех евреев из деревни, согнать с земли, где жили их деды и отцы, где остаются могилы их родных…У персонажей спектакле никакой однокрасочности! По большому счету, в спектакле нет отрицательных героев, даже урядник по-своему трогателен и симпатичен, просто такая уж у него сволочная работа. Но у всех есть свои слабости. В том числе и у Тевье — который проклинает свою дочь за то, что она полюбила русского, вышла за него замуж и крестилась. На такую «толерантность» этот деревенский философ не способен, однако в финале у него хватает сил помириться с вероотступницей.У Горина пьеса заканчивалась на комической ноте: все евреи собрали свои пожитки, чтобы ехать неизвестно куда, когда вдруг появляется незадачливый Менахем с мамой, некстати решивший переехать из города в деревню, и все начинают хохотать, ибо больше ничего не остается.Но режиссер Георгий Долмазян не удовлетворился этим юмористическим финалом, он постарался не то что бы углубить Горина, но отнесся всерьёз к перипетиям героев пьесы, убрать ее некоторую легковесность, вернуть к истокам, к основе, к Шолом-Алейхему.И после того, как все отсмеялись над Менахемом, на смену комизму идет лирика, появляется Голда, уже покойная, все герои собираются вместе, и звучит та самая заглавная поминальная молитва, жизнь продолжается, а смерть — это тоже часть жизни. И как оно ни грустно, не возникает ощущения мрака и безнадежности.Но всплакнул я не в финале, а чуть раньше — когда пьяницу Степана просят присматривать за могилкой Годы, он отвечает, что его и просить об этом не надо: «Да разве она мне чужая?!» И понимаешь, насколько противоестественны придуманные людьми национальные и конфессиональные границы и различия, порождающие хаос и трагедию.ЗЫ Прошу прощения у актеров, которых я не назвал! Они все превосходны. Всем огромное спасибо, здесь можно прочитать их имена и фамилии
.
Поминальная молитва (спектакль) — Википедия Переиздание // WIKI 2
Поминальная молитва | |
---|---|
Основан на | произведениях Шолом-Алейхема |
Автор | Григорий Горин |
Композитор | Михаил Глуз |
Режиссёр | Марк Захаров |
Хореограф | Светлана Воскресенская |
Актёры | Евгений Леонов |
Компания | Московский театр им. Ленинского комсомола |
Длительность | 3 часа 30 минут |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1989 |
«Поминальная молитва»
— спектакль театра «Ленком
» по одноимённой пьесе Григория Горина
(написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема
). Спектакль поставлен Марком Захаровым
в 1989 году
; в 1993 году
была создана телевизионная версия спектакля.
Краткое содержание
Действие происходит в бедной украинской деревне Анатовке начала XX века
, в период усилившихся антисемитских настроений и массовых еврейских погромов
.
Бедный молочник Тевье цитирует Священное Писание
и пытается устроить судьбу своих пяти дочерей с помощью удачного замужества. Услуги традиционной свахи не срабатывают — дочери самостоятельно принимают решение относительно своего будущего — старшая, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного по имени Мотл; средняя — за киевского студента-революционера Перчика; а младшая, следуя за любовью к русскому писарю Фёдору, предав веру своего отца, — за православного.
Кульминация спектакля — царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирают свои пожитки, чтобы начинать свою жизнь заново на новом месте.
Действующие лица и исполнители
- Тевье, молочник
— Евгений Леонов
/ Владимир Стеклов - Голда, его жена
— Любовь Матюшина - Их дочери
:- Цейтл
— Елена Шанина - Годл
— Людмила Артемьева - Хава
— Александра Захарова
/ Елена Степанова - Бейлке
— Анастасия Семашко / Вера Квливидзе - Шпринце
— Влада Мурашова
- Цейтл
- Менахем-Мендл, родственник Тевье
— Александр Абдулов
/ Виктор Раков - Берта, его мать
— Татьяна Пельтцер
/ Маргарита Лифанова
/ Елена Фадеева
/ Вера Орлова - Лейзер-Волф, мясник
— Всеволод Ларионов - Степан, плотник
— Борис Чунаев - Мотл, портной
— Александр Сирин - Перчик, студент
— Иван Агапов - Федя, писарь
— Андрей Леонов - Ребе, раввин
— Владимир Корецкий - Священник
— Юрий Колычев
/ Борис Никифоров - Урядник
— Сергей Степанченко - Войцех, трактирщик
— Борис Беккер
/ Александр Карнаушкин - Трактирщица
— Александра Дорохина - Нохум
— Леонид Громов
/ Сергей Чонишвили - Барышня из города
— Татьяна Захава - Музыкант
— Сергей Рудницкий - Мальчик-скрипач
— Лёня Горелик - Девочка
— Оля Рябинкина - Женский вокализ
— Ирина Мусаэлян - Танец с платками
— Леонид Громов
Создатели спектакля
- Постановка Марка Захарова
- Сценография Олега Шейнциса
- Режиссёр Юрий Махаев
- Костюмы Валентины Комоловой, Елены Пиотровской
- Музыка Михаила Глуза
- Хореография Светланы Воскресенской
- Художник по свету Михаил Бабенко
- Технический директор Александр Иванов
Создатели телеверсии
- Режиссёр: Виктор Безега
- Операторы-постановщики: Михаил Игнатов, Эдуард Котовский
- Операторы: Алексей Смирнов, Александр Исаченков, Евгений Виноградов, Герман Переведенцев
История спектакля
«Поминальная молитва» — четвёртая из шести пьес, созданных Григорием Гориным
на основе классической прозы. Создавалась специально для постановки в московском театре им. Ленинского комсомола и была завершена в 1989 году.
Евгений Леонов
приступил к репетиции спектакля, ставшего для него последним, спустя четыре месяца после того, как в июле 1988 года, находясь на гастролях в Гамбурге
(Германия
), перенес тяжёлый инфаркт и последовавшую за ним операцию на сердце.[1]
Работая над ролью, Евгений Павлович умышленно отошёл от «еврейских шаблонов», интонаций, предлагая на суд зрителя «человека, которого раздолбала жизнь, распяла, уничтожила».[2]
На ряд ролей были утверждены по несколько актёров. Так, роль молочника Тевье кроме Евгения Леонова играл Владимир Стеклов
, пришедший в театр в 1989 году.[3]
Попеременно с Александром Абдуловым
роль Менахема-Мендла играл Виктор Раков
. Небольшую роль Берты, старушки-матери Менахема, специально практически бессловесно написанную для 85-летней Татьяны Пельтцер
, играли и другие легенды театра — Вера Орлова
, Елена Фадеева
(в телеверсии). Однако появление правки в горинском тексте связано именно с Татьяной Ивановной, которая вместо реплики «Редкое имя» произнесла «Редкая фамилия!». Эффект от замены был настолько силён, что фраза прочно вошла в спектакль.[4]
Спектакль очень хорошо был встречен и зрителями, и критикой. Роль Тевье-молочника называли одной из лучших театральных ролей Евгения Леонова. Критика отмечала также Александра Абдулова (Менахем-Мендл) — выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля зрители и критика отмечали: Елену Шанину (Цейтл); Александру Захарову (Хава); Александра Сирина (Мотл) и Татьяну Пельтцер (Берта).
Ошеломительный успех спектакля привлекал к нему внимание далеко за пределами Москвы
. Возможность прикоснуться к постановке получили телезрители благодаря снятой телеверсии 1993 года (творческое объединение «Артель» по заказу телеканала «РТР
», режиссёр телеверсии — Виктор Безега).[5]
«Поминальная молитва», запланированная к показу 29 января 1994 года не состоялась — ушёл из жизни Евгений Леонов. Возвратов по билетам не было — зрители молча стояли со свечами перед дверями театра. Спектакль сняли с репертуара.[6]
См. также
- Тевье-Тевель
- Тевье-молочник (телеспектакль)
- Скрипач на крыше (мюзикл)
- Скрипач на крыше (фильм)
- Мир вашему дому!
Примечания
- ↑
РИА Новости. Биография Евгения Леонова
- ↑
Евгений Леонов. Интервью
Леониду Парфенову
(1992 г.) - ↑
Програмка спектакля
- ↑
Александр МЕЛЬМАН.
Александра Захарова: «Отца я называю в театре — Марк Анатольевич»
(рус.)
. «Московский комсомолец
»
(16.06.2017). Дата обращения 15 ноября 2017.
- ↑
«Поминальная Молитва» на сайте телеканала «Культура»
- ↑
Когда зрителям объявили, что спектакль «Поминальная молитва» отменён из-за смерти Евгения Леонова, ни один человек не сдал свой билет в кассу
(рус.)
. «Факты и комментарии
»
(17.01.2003). Дата обращения 15 ноября 2017.
Ссылки
- «Поминальная молитва»
на неофициальном сайте театра «Ленком» - «Поминальная молитва»
на сайте Ruskino.ru - Театр «Ленком». «Поминальная Молитва» (видеоверсия спектакля)
- https://www.imdb.com/title/tt8206974/
Фильмы по сценариям Григория Горина
|
|
---|---|
полнометражные |
Ты — мне, я — тебе
(1976) • Бархатный сезон (1978) • Тот самый Мюнхгаузен (1979) • О бедном гусаре замолвите слово (1980) • Дом, который построил Свифт (1982) • Формула любви (1984) • Дорогая Памела (1985) • Мой нежно любимый детектив (1986) • Убить дракона (1988) • Андрей (монография об А. Миронове) (1991) |
короткометражные |
Остановите Потапова!
(1974) • «Сто грамм» для храбрости… (новелла «Какая наглость») (1976) • Ёжик (1978) • Обнажённый Куренцов (1980) • Случай на фабрике № 6 (1980) • Случай на фабрике № 6 (2005) • Ёжик (2011) |
спектакли |
Маленькие комедии большого дома
(1974) • Золотая рыбка (1975) • Кто есть кто? (1977) • Поминальная молитва (1989) • Шут Балакирев (2002) • Королевские игры (2005) |
«Поминальная молитва» — премьера театра МОСТ
Поминальная молитва — премьера 2018 года
В одном из моих самых любимых театров – театре МОСТ – премьера «Поминальная молитва». Эта пьеса написана Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема
Горинские тексты отличаются особенным сочетанием тонкого чувства юмора с философским восприятием мира и драматическим ощущением жизни. Вот и в «Поминальной молитве», особенно в первом акте, много остроумных диалогов и шуток, которые вроде бы сопровождают события столетней давности, но странным (или закономерным?) образом преломляются и отражают многие наши современные проблемы, от глобальных до личных. Первое отделение спектакля — шебутное и веселое — проносится на одном дыхании, а потом светлая полоса жизни сменяется темной. И едва ли не единственным средством пережить напасти и несчастья служат смех и самоирония. Воистину, мир уцелел, потому что смеялся
Мне очень понравился в постановке тот точно выдержанный баланс между юмором и драмой, который не дал скатиться спектаклю ни в сторону комедии, ни в сторону трагедии. Смех здесь искренний, но мудрый; он — средство выжить для людей, понимающих всю несправедливость жизни, но бессильных её изменить; он — средство с достоинством принять такую жизнь. Ирония — это мудрость бедняков. А проблемы и неудачи всегда сопровождают нашу (да и любую) жизнь
Особо надо сказать об актерах спектакля. Вообще-то театр МОСТ – театр студенческий, но в «Поминальной молитве» главные роли отданы актерам старшего поколения. Они исполняют центральные роли Тевье-молочника и его жены Голды, а также роль соседа-мясника, не такую уж крупную, но примечательную. Мне повезло: в мой вечер на сцене в роли Голды выступала Людмила Давыдова – замечательная актриса, я уже восторгалась её игрой в спектакле «Книга судеб»
. Здесь также работа актрисы выше всяких похвал. Вот на фото в центре мы видим исполнителей главных ролей — Тевье-молочника и его жены, а слева – исполнителя роли соседа-мясника
Игра остальных актеров — искренняя, с полной самоотдачей — увлекает зрителей особой энергетикой, присущей этому театру, где спектакли идут на расстоянии вытянутой руки от зрителя и можно увидеть нюансы актерской мимики и выражений глаз.
Как попасть в театр МОСТ
Об этом я рассказывала в отзыве про спектакль «Аттракцион
».