Молитва Макария Великого «Боже, очисти мя грешнаго»: правила чтения текста

Молитва «Боже, очисти мя грешнаго» Макария Великого

Молитва имеет особое значение в жизни верующих людей. Православные знают, что это не просто слова, обращенные к Господу, а настоящее единение с небесными силами. Просыпаясь по утрам, первым делом следует читать молитву, чтобы показать Господу свою готовность к праведным делам и заручиться его поддержкой. «Отче Наш», «Трисвятое», «Боже, очисти мя грешнаго» – это все молитвы, входящие в перечень утренних молитв.

Молитвенное правило

Перечень молитв называется молитвенным правилом. Содержится молитвенное правило в «Молитвослове», который помогает найти нужную молитву в любой жизненной ситуации, а также указывает, какие молитвы нужно читать утром (утренние молитвы), а какие вечером (вечерние молитвы).

Полное молитвенное правило читают особенно стойкие духом верующие, монахи, церковные служители. Для мирян больше подходит другой перечень, содержащий меньшее количество молитв.

В чем помогают утренние молитвы?

Преподобный Серафим Саровский указывал следующее:

Восставши от сна, христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и Символ веры единожды.

К главным утренним молитвам также относятся молитва Макария Великого «Боже очисти» и другие молитвы этого святого.

В чем помогают утренние молитвы:

  • воздать хвалу Господу;
  • попросить Бога о покровительстве;
  • подготовиться для свершения благих дел в течение дня.

Молитва 1-я, святого Макария Великого «Боже, очисти мя грешнаго»

Мощной силой обладает молитва «Боже, очисти мя грешнаго». Это молитва Макария Великого, который был известен своими праведными делами и оставил в наследство множество богословных писаний.

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Другие утренние молитвы

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва «Трисвятое»

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва «Символ Веры»

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва «Боже, очисти мя грешнаго»: текст, как правильно читать

Молитва для меня — не просто слова. Это обращение к Богу, единение души с небесными силами. Поутру, только проснувшись, я произношу молитву, как знак того, что я готов совершать благие дела, но мне нужна лишь божественная помощь. Сегодня я расскажу, какие молитвы я читаю с утра, и почему они так важны.

Утренние молитвы

По сути, чтение молитв — это не просто произвольное произнесение слов, обращенных к Богу или какому-либо святому. Глубоко верующие люди с негодованием относятся к тем, кто читает молитвы, где и когда придется. Начинающие же, наоборот, не могут даже произносить тексты на том языке, на котором пишутся молитвы.

Кроме того, существует определенное молитвенное правило — это перечень молитв, предназначенных для вечера и для утра. К примеру, известная многим молитва «Отче наш» — основное воззвание, которым день может и начинаться и заканчиваться. Эту молитву нужно обязательно прочитать до завтрака. Молитвенно правило не может быть у всех одинаковым: кто-то имеет возможность уделять утренним молитвам нужное количество времени, а кто-то нет.

Здесь важно одно: молитвенное правило может быть даже очень коротким, но его нужно соблюдать обязательно. Считается, что даже пятиминутная утренняя молитва, прочитанная от души, а не формально, достаточна для того, чтобы человека можно было назвать добрым христианином. Самое главное — соответствие мыслей и читаемых слов.

Утренние молитвы обязательно должны включать в себя чтение поминания. В это время молятся о мире, здравии своих родственников и просто людей, которые каким-то образом имеют отношение к вашей жизни. Так же важно поминать своих недоброжелателей с тем, чтобы пожелать им добра.

Молитва Макария Великого «Боже очисти», как, впрочем, и другие его молитвы — по большей части утренние. Именно она обладает огромной силой, ведь этот святой был известен своими благими делами.

Зачем молиться?

Каждый верующий христианин, поднявшись утром, должен начинать свой день с обращений к Богу. Это делается для того, чтобы:

  • сосредоточиться на новом дне.
  • получить покровительство небес на весь день.
  • правильно расставить приоритеты.
  • избавиться или хотя бы минимизировать стрессы, которые возникают на работе.

Правила для верующих

Молиться допускается хоть на русском языке, хоть на церковнославянском — кто как умеет. В результате каждый человек, который считает себя верующим, должен выработать определенные ритуалы.

К ним относятся:

  • обязательные молитвы каждый день.
  • почитание икон и святых мощей.
  • обязательно ношение крестика, причем, совсем не в качестве украшения.
  • празднование христианских дат и чествование святых.
  • паломничества, соблюдение постов, поклоны перед иконами и святынями.

Важно помнить, что утренние молитвы лучше не пропускать, так же нельзя местами слова. Не нужно спешить и суетиться, читая молитву. Важно понимать суть произносимых слов и предложений. Молиться нужно в тишине, чтобы не отвлекали звуки извне — радио, телевизор, телефон.

Макарий Великий

Святой Макарий Великий — автор многих православных молитв и бесед, православный чудотворец и отшельник. Родился он приблизительно в 300 году в Нижнем Египте. Родители его прожили до преклонных лет, не имея детей. Когда юноша подрос, его женили.

Женился он, скорее, по пожеланию родителей, но семейная жизнь долгой не оказалась, и вскоре он стал вдовцом. Затем не стало и его родителей. Макарий решил, что все его имущество ему больше не понадобится, раздал его беднякам и пошел в пустыню. Там жил одинокий старец, который был очень рад приютить гостя. В период этого проживания старик проповедовал Макарию богослужение, как науку, а заодно они вместе плели корзины. Немного позже они соорудили для Макария отдельное жилище неподалеку. Так прошло несколько лет.

Затем путь Макария лежал к Святому Антонию, который был отцом отшельничества в Египте. Приход Макария порадовал преподобного, чьим учеником и последователем он стал. Этот период продолжался довольно долго. Значительно позже, следуя совету своего наставника, Макарий отправился в Скитскую пустыню. Он показал себя, как монах с богатым опытом, и это несмотря на то, что ему было всего 30 лет! Кроме того, он умело врачевал и исцелял людей, которые шли и приезжали к нему даже издалека.

Такой образ жизни не давал ему желаемого уединения, и он создал для себя такое место. Это была пещера, которую он собственноручно вырыл под своим жилищем. Там он укрывался от всего мира для чтения молитв и размышлений о Боге. Он достиг в этом такого дерзновения, что силой своих молитв научился воскрешать умерших. Сам же при этом оставался человеком полнейшего смирения.

В период с 364 по 378 годы Макарий Великий подвергался гонениям архиепископа Луки. Вместе с Макарием Александрийским его на корабле отвезли на необитаемый остров, который населялся язычниками. Оба святых не должны были выжить на этом острове. Однако они не только выжили, но исцелили дочь главного жреца. После этого жители острова приняли Крещение. Даже сам епископ, узнав о подвигах святых, решил им вернуться.

После этого Макарий Великий пожил еще около 60 лет в гиблой пустыне в постоянных молитвах, трудах и раскаяниях. Весь его жизненный опыт вылился в многочисленные молитвы и духовные беседы. Они стали великим наследием великого святого и были переведены на многие языки мира. Основные их темы — это христианская любовь, терпение, чистота, духовное совершенство. Основное их правило — вера, жизнь без греха, согласно заповедям.

Умер святой в преклонном возрасте 90 или 97 лет — здесь сведения разнятся.

1 февраля для христиан — день памяти и чествования этого чудотворца. В этот день проводится церковная служба в его честь и чтение акафиста.

Чудеса

Прозванный чудотворцем, Макарий Великий, действительно, сотворил немало благих дел, воистину чудесных. К примеру, однажды к нему привели девушку. Она была слепа и к тому же, как говорили, одержима дьяволом. Отец ее уже давно и безрезультатно искал разные лекарства, чтобы вылечить ее. Ничего не помогало, и ее привели к старцу в пустыню. В результате она прозрела и избавилась от дьявольского наваждения.

Случаев исцеления, подобных этому, было зафиксировано и описано порядка 50.

В чем помогает Макарий Великий

Будучи человеком строгим и обладая глубокой духовной чистотой, Макарий получил прозвище «Великий». Из-за этого люди возносят ему молитвы, которые помогают по жизни. Как правило, Макария Великого просят:

  • о получении успокоения в нелегких жизненных ситуациях.
  • о душевном равновесии.
  • об избавлении от злых духов, колдовского наваждения.
  • о мудрости и просвещении, укреплении веры.
  • о правильности выбранного жизненного пути.

Икона Преподобного Макария

Икону Макария Великого нельзя отнести к распространенным иконам: редко какая церковь может похвастаться ее наличием. Чаще всего она имеется в монастырях, где этот образ очень почитают.

Лик Святого Макария достаточно тяжело отличить от других пустынников. Отличительным признаком может служить только надпись рядом с самим ликом, либо и подножия.

Один из самых знаменитых его образов — это икона, выполненная в технике фреска в исполнении Феофана Грека. Именно эта работа известного иконописца является одним из самых прекрасных творений в мировом искусстве. Она расположена на хорах Троицкого храма.

Икона выполнена в монохроме, то есть в черно-белых цветах. На ней перед нами предстает старец — высокий и сильный, лицо его потемневшее от загара. Длинная борода и копна седых волос — отличительный признак. С виду может показаться, что по всей фигуре Макария расположены волоски, на самом деле, таким образом передано то, что он покрыт столпом света.

Таким Преподобный предстает людям в видении Феофана Грека. На прочих же иконах Макария Великого можно увидеть в длинных одеждах из шерсти диких коз. Однако и это объединяет все иконы с изображением Макария, на каждой работе можно отметить минимальное количество цветов. Благодаря такой скупости в расцветках передается как нельзя лучше его аскетический образ жизни, отречение от всего земного.

«Боже, очисти мя грешнаго»

Можно с уверенностью сказать, что именно эта утренняя молитва указанному святому обладает наибольшей силой. Ее читают в утренние часы, желательно сразу же после пробуждения, когда еще не было начато никаких дел и обязательно до завтрака. Текст молитвы произносится на русском языке, по желанию к ней можно присовокупить другие утренние молитвы.

Недаром Макария прозвали Чудотворцем: слава о его чудных деяниях была очень велика. Здесь присутствовали и чудесные исцеления, и воскрешения из мертвых. Поэтому Макарию Великому нередко молятся при различных заболеваниях.

Издавна на Руси Святой Макарий почитался, как великий советник, избавитель от разных хворей. Его молитвы и беседы, как считали православные, могли преобразить душу человека. 1 февраля православные христиане празднуют, даже работать в этот день было нежелательно. Предпочитали ходить в гости, пить чай у самовара.

Заключение

  1. «Боже, очисти мя грешного» — утренняя молитва.
  2. Утренние молитвы пропускать нельзя.
  3. Святой Макарию — блаженный чудотворец.
  4. 1 февраля — день чествования Макария Великого.

Молитва «Боже, очисти мя грешнаго»: текст, как правильно читать

Молитва для меня — не попросту слова. Это воззвание к Богу, единение души с небесными силами. Поутру, лишь проснувшись, я произношу молитву, как символ того, что я готов совершать благие дела, но мне нужна только божественная помощь. Сейчас я расскажу, какие молитвы я читаю утром, и почему они так важны.

Утренние молитвы

На самом деле, чтение молитв — это не попросту случайное произнесение слов, обращенных к Богу либо какому-либо святому. Глубоко верующие люди с негодованием относятся к тем, кто читает молитвы, где и когда придется. Начинающие же, напротив, не могут даже произносить тексты на том языке, на котором пишутся молитвы.

Не считая того, существует определенное молитвенное правило — это список молитв, созданных для вечера и для утра. Например, популярная почти всем молитва «Отче наш» — основное обращение, которым денек может и начинаться и заканчиваться. Эту молитву необходимо непременно прочесть до завтрака. Молитвенно правило не быть может у всех схожим: кто-то имеет возможность уделять утренним молитвам необходимое количество времени, а кто-то нет.

Тут принципиально одно: молитвенное правило быть может даже весьма маленьким, но его необходимо соблюдать непременно. Считается, что даже пятиминутная утренняя молитва, прочитанная от всего сердца, а не формально, достаточна для того, чтоб человека можно было именовать хорошим христианином. Самое основное — соответствие мыслей и читаемых слов.

Утренние молитвы непременно должны включать в себя чтение поминания. В это время молятся о мире, здравии собственных родственников и просто людей, которые каким-то образом имеют отношение к вашей жизни. Так же принципиально поминать собственных недоброжелателей с тем, чтоб пожелать им добра.

Молитва Макария Величавого «Боже очисти», как, вообщем, и остальные его молитвы — по большей части утренние. Конкретно она владеет большой силой, ведь этот святой был известен своими благими делами.

Для чего молиться?

Любой верующий христианин, поднявшись днем, должен начинать собственный денек с воззваний к Богу. Это делается для того, чтоб:

  • сосредоточиться на новеньком деньке.
  • получить покровительство небес на весь денек.
  • правильно расставить ценности.
  • избавиться либо хотя бы минимизировать стрессы, которые появляются на работе.

Правила для верующих

Молиться допускается хоть на российском языке, хоть на церковнославянском — кто как умеет. В итоге любой человек, который считает себя верующим, должен выработать определенные ритуалы.

К ним относятся:

  • неотклонимые молитвы любой денек.
  • почитание икон и святых мощей.
  • непременно ношение крестика, при этом, совершенно не в качестве декорации.
  • празднование христианских дат и чествование святых.
  • паломничества, соблюдение постов, поклоны перед иконами и святынями.

Принципиально держать в голове, что утренние молитвы лучше не пропускать, так же недозволено местами слова. Не надо торопиться и суетиться, читая молитву. Принципиально осознавать сущность произносимых слов и предложений. Молиться необходимо в тиши, чтоб не отвлекали звуки снаружи — радио, телек, телефон.

Макарий Величавый

Святой Макарий Величавый — создатель почти всех православных молитв и бесед, православный чудотворец и отшельник. Родился он примерно в 300 году в Нижнем Египте. Предки его прожили до преклонных лет, не имея деток. Когда парень подрос, его женили.

Женился он, быстрее, по пожеланию родителей, но домашняя жизнь долгой не оказалась, и скоро он стал вдовцом. Потом не сделалось и его родителей. Макарий решил, что все его имущество ему больше не пригодится, пораздавал его беднякам и начал двигаться в пустыню. Там жил одинокий старец, который был весьма рад приютить гостя. В период этого проживания старик проповедовал Макарию богослужение, как науку, а заодно они совместно плели корзины. Мало позднее они соорудили для Макария отдельное жилье недалеко. Так прошло пару лет.

Потом путь Макария лежал к Святому Антонию, который был папой отшельничества в Египте. Приход Макария повеселил преподобного, чьим учеником и последователем он стал. Этот период длился достаточно длительно. Существенно позднее, следуя совету собственного наставника, Макарий отправился в Скитскую пустыню. Он показал себя, как монах с богатым опытом, и это невзирая на то, что ему было всего 30 лет! Не считая того, он искусно врачевал и лечил людей, которые шли и приезжали к нему даже издалека.

Таковой стиль жизни не давал ему хотимого уединения, и он сделал себе такое пространство. Это была пещера, которую он своими руками вырыл под своим жилищем. Там он укрывался от всего мира для чтения молитв и раздумий о Боге. Он достигнул в этом такового дерзновения, что силой собственных молитв научился оживлять погибших. Сам же при всем этом оставался человеком полнейшего смирения.

В период с 364 по 378 годы Макарий Величавый подвергался гонениям архиепископа Луки. Вкупе с Макарием Александрийским его на корабле отвезли на необитаемый полуостров, который населялся язычниками. Оба святых не должны были выжить на этом полуострове. Но они не только лишь выжили, но исцелили дочь головного жреца. Опосля этого обитатели острова приняли Крещение. Даже сам епископ, узнав о подвигах святых, решил им возвратиться.

Опосля этого Макарий Величавый пожил еще около 60 лет в гиблой пустыне в неизменных молитвах, трудах и раскаяниях. Весь его актуальный опыт вылился в бессчетные молитвы и духовные беседы. Они стали величавым наследием величавого святого и были переведены на почти все языки мира. Главные их темы — это христианская любовь, терпение, чистота, духовное совершенство. Основное их правило — вера, жизнь без греха, согласно заповедям.

Погиб святой в преклонном возрасте 90 либо 97 лет — тут сведения разнятся.

1 февраля для христиан — денек памяти и чествования этого чудотворца. В этот денек проводится церковная служба в его честь и чтение акафиста.

Чудеса

Прозванный чудотворцем, Макарий Величавый, вправду, сотворил много благих дел, поистине расчудесных. Например, в один прекрасный момент к нему привели даму. Она была слепа и к тому же, как гласили, одержима сатаной. Отец ее уже издавна и безрезультативно находил различные лекарства, чтоб вылечить ее. Ничего не помогало, и ее привели к старцу в пустыню. В итоге она прозрела и избавилась от дьявольского наваждения.

Случаев исцеления, схожих этому, было зафиксировано и описано порядка 50.

В чем помогает Макарий Величавый

Будучи человеком серьезным и владея глубочайшей духовной чистотой, Макарий получил прозвище «Величавый». Из-за этого люди возносят ему молитвы, которые помогают по жизни. Обычно, Макария Величавого требуют:

  • о получении успокоения в нелегких актуальных ситуациях.
  • о духовном равновесии.
  • о избавлении от злых духов, колдовского наваждения.
  • о мудрости и просвещении, укреплении веры.
  • о корректности избранного актуального пути.

Икона Преподобного Макария

Икону Макария Величавого недозволено отнести к всераспространенным иконам: изредка какая церковь может повытрепываться ее наличием. Почаще всего она имеется в монастырях, где этот образ весьма почитают.

Лик Святого Макария довольно тяжело отличить от остальных пустынников. Отличительным признаком может служить лишь надпись рядом с самим ликом, или и подножия.

Один из самых именитых его образов — это икона, выполненная в технике фреска в выполнении Феофана Грека. Конкретно эта работа известного богомаза является одним из самых красивых творений в мировом искусстве. Она размещена на хорах Троицкого храма.

Икона выполнена в монохроме, другими словами в черно-белых цветах. На ней перед нами стает старец — высочайший и мощный, лицо его потемневшее от загара. Длинноватая борода и копна седоватых волос — отличительный признак. На вид может показаться, что по всей фигуре Макария размещены волоски, по сути, таковым образом передано то, что он покрыт столпом света.

Таковым Преподобный стает людям в видении Феофана Грека. На иных же иконах Макария Величавого можно узреть в длинноватых одеждах из шерсти одичавших коз. Но и это соединяет воединыжды все иконы с изображением Макария, на каждой работе можно отметить малое количество цветов. Благодаря таковой скупости в раскрасках передается как недозволено лучше его аскетический стиль жизни, отречение от всего земного.

«Боже, очисти мя грешнаго»

Можно с уверенностью сказать, что конкретно эта утренняя молитва обозначенному святому владеет большей силой. Ее читают в утренние часы, лучше сходу же опосля пробуждения, когда еще не было начато никаких дел и непременно до завтрака. Текст молитвы произносится на российском языке, по желанию к ней можно присовокупить остальные утренние молитвы.

Недаром Макария окрестили Чудотворцем: слава о его дивных деяниях была весьма велика. Тут присутствовали и волшебные исцеления, и воскрешения из мертвых. Потому Макарию Величавому часто молятся при разных заболеваниях.

Давно на Руси Святой Макарий почитался, как величавый советник, освободитель от различных хворей. Его молитвы и беседы, как считали православные, могли преобразить душу человека. 1 февраля православные христиане празднуют, даже работать в этот денек было не нужно. Предпочитали ходить в гости, пить чай у самовара.

Заключение

  • «Боже, очисти мя порочного» — утренняя молитва.
  • Утренние молитвы пропускать недозволено.
  • Святой Макарию — блаженный чудотворец.
  • 1 февраля — денек чествования Макария Величавого.
  • Источник: tayniymir.com

    Поделиться :

    Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина

    Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресении, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.

     

    Великий Пост — это радостный период нашей жизни, так как в это время мы очищаем себя от греха. В это время в церкви и дома во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. По церковному уставу она читается на часах и во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресенья.

     

    В Богословском Энциклопедическом Словаре о св. Ефреме Сирине есть следующая заметка: «Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, он жил в IV веке, будучи в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложеннаго ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

    1. Господи и Владыко живота моего,
    2. дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
      (Земной поклон).
    3. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
      (Земной поклон).
    4. яко благословен еси во веки веков, аминь.
      (Земной поклон).
    5. Боже, очисти мя грешного,
      (12 раз и столько же поясных поклонов).

          (Потом повторить всю молитву):Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
      (и один земной поклон).

      Короткое объяснение этой молитвы есть в учебнике  протоиерея Серафима Слободского в его широко известной книге «Закон Божий для семьи и школы», которое мы приводим здесь. «Живота моего
      – жизни моей; духъ праздности
      – склонность къ праздности, или лени; унынiе
      – безнадежность; любоначалiе
      – властолюбiе, т. е. любовь начальствовать и властвовать надъ другими; празднословiе
      – произношенiе пустыхъ словъ (пустословiе), а также произношенiе дурныхъ и бранныхъ словъ: не даждь ми
      – не дай мне.Целомудрiе
      – здравомыслiе, благоразумiе, а также чистота и непорочность души; смиренномудрiе
      – сознанiе своего несовершенства и недостоинства передъ Богомъ и когда не думаем о себе, что мы лучше другихъ (смиренiе); терпенiе
      – терпенiе нужно при перенесенiи каких-либо неудобствъ, лишенiй и нечестiй; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве
      – любви (къ Богу и ближнимъ).Ей Господи
      – о, Господи! даруй ми зрети
      – дай мне видеть, сознавать. Под братомъ
      разумеется всякий другой человекъ.Яко благословенъ еси
      – потому что Ты достоинъ прославленiя»Боже, очисти мя грешнаго.

      Мы же здесь напишем наши размышления, которые наводит на нас эта молитвa:1. «Господи и Владыко живота моего».
      Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни». Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Ты открываешь тайны мира и природы. Твои Заповеди были, есть и будут правдивы всегда и во все времена – «во веки веков». Это и есть свидетельство что Ты есть и что они от Тебя. Хочу жить так, как Ты учишь. Твои Заповеди истины. В исполнении Твоих Заповедей мой жизненный путь и мое спасение. В них спасение для моей семьи, родственников, друзей, моего народа и всего мира. Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.2. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
      «Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия».

      «Дух праздности»
      . Не дай мне, Господи, быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою. Так много людей ищущих и не знающих, что они ищут Тебя, Господи Боже. Вот им и нужно помочь найти Тебя. Так много людей, с которыми мы – по Промыслу Твоему – соприкасаемся и им нужно помочь – делом или словом. Так важно помочь делом, но еще важнее помочь словом: научить, вдохновить, привести к Тебе – Источнику всех благ, знаний и мудрости. Так много нужно сделать для меня – духовно улучшить себя – чтобы быть ближе к Господу Богу и лучше помогать людям. Многие не думают о других, не видят их горе и не желают помочь. Они находят тысячу причин, почему это не делать. Не дай мне, Господи, быть праздным, пустым и проводить беспечно время.

      «Дух уныния»
      . Не дай мне, Господи, унывать. Подающийся унынию не верит в Твой Промысел в Твою заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя. Не дай мне, Господи, унывать.

      «Дух любоначалия».
      Не дай мне, Господи, любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным и не подаваться противоположному течению нашего мира.«Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное»
      (Матфея 5:3

      ) учил наш Господь Иисус Христос в Нагорной Проповеди. Это и есть отсутствие любоначалия, это и есть смирение. Начало духовного роста и начинается с «нищеты духа», то есть со смирения. Отсюда и идет наше духовное улучшение и обожение – что и есть наш путь и конечная цель. Не дай мне, Господи, любить начальствовать.

      «Дух празднословия».
      Не дай мне, Господи, празднословить – говорить праздные слова, говорить о праздных, никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами, которые порождают осуждение и оскорбление. Дай мне мудрость общения с людьми и помнить силу слова хорошего и плохого. Через слово человек меняется к лучшему или к худшему. Дай мне, Господи, мудрость и знание для сеяния Твоих хороших и целительных слов – сеять любовь, мир, тишину, спокойствие, прощение, понимание и примирение. О силе слова Сам Господь Бог Иисус Христос нас учит: «Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься»
      (Мф. 12:36-37

      ). Св. Ефрем Сирин сказал: «Молчание есть таинство будущего века, а словеса суть оружие века сего». Не дай мне, Господи, празднословить.

      3. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему».

      «Дух целомудрия»
      . Помоги мне, Господи Боже, быть целомудренным. (Словарь Даля: Целомудрый – сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне, Господи, быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях. Учение о целомудрии исходит из Седьмой Заповеди Ветхого Завета («Не прелюбы сотвори», по русски: не прелюбодействуй) и учения Господа Иисуса Христа о ее более углубленном понимании. Он говорил, что грех не только прелюбодеяние, но даже и нечистый взгляд на женщину: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»
      (Матфея 5:28

      ). Когда древнии евреи начали Его обвинять в том, что Он учит что-то новое, то Господь Иисус Христос ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить»
      (Матфея 5:17

      ). Следуя учению нашего Господа Иисуса Христа, православные христиане толкуют Десять Заповедей широко. Они являются как бы заглавием или стенографической записью целого образа мышления. Поэтому грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок, который ведет к нарушению заповеди. Таким образом, седьмая заповедь объясняется так: «Запрещается нарушение супружеской верности и всякая незаконная и нечистая любовь. Нужно соблюдать чистоту мыслей, желаний, слов и дел. Нужно избегать всего, что может возбудить нечистые чувства (в себе и в других): бесстыдные намеки, двусмыслицы, анекдоты, картины, фильмы, книги, песни, танцы, одежду». Для того чтобы жить со своим супругом чисто и праведно перед Богом, нужно обязательно, чтобы было благословение от Церкви в Таинстве Святого Брака.

      Помоги мне, Господи Боже, быть целомудренным в самом широком толковании этого слова.

      «Дух смиренномудрия и терпения».
      Помоги мне, Господи, быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасну – помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные очи, и мы не видим все так, как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие трудности. Помоги мне, Господи, быть смиренным и терпеливым.

      «Дух любви»
      . «Бог есть любовь»
      (I Иоаннна 4:8). Ты, Господи Боже, есть любовь, а учение Твое – олицетворение любви. Ты нам объяснил, что такое любовь. Все Твое учение и есть любовь и выражение любви и доброго отношения к человеку. Помоги мне, Господи, любить всех словом, делом и помышлением. Помоги мне помнить, что любовь — это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку и самый минимум — это улыбка и приветствие. Любовь противоположна себялюбию и эгоизму. Любовь — это есть ключ к плодотворной и правильной жизни. Даруй мне Господи Боже умение любить.

      4. «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».
      «Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других».
      Осуждение людей — большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Обыкновенно свои грехи мы не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учил в Нагорной Проповеди «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»
      (Мф. 7:3

      ). Чтобы не грешить осуждением, нужно научиться видеть наши грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать. Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.

      5. «Яко благословен еси во веки веков, аминь».
      Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь. Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде. Аминь.

    Протопресвитер Александр Шмеман о молитве святого Ефрема Сирина

    Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешного», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

    Основной недуг — праздность
    , лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

    Плод праздности
    уныние
    , в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец
    . Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

    ! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием
    . Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла; они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих
    необходимостей, моих
    желаний и моего
    суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

    После всего этого — празднословие
    . Человек один — среди всех созданных Богом тварей — получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как «Слово
    »

    (Ин. 1
    :1

    ). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, оно поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

    Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния; их тоже четыре.

    ! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность прежде всего означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность
    . Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

    Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение
    . Мы уже говорили о нем. Оно прежде всего победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные
    способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

    За целомудрием и смирением естественно следует терпение
    . «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные; поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

    Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь
    , та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом; это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

    Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня
    . Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда главный враг — гордость — уничтожается в нас.

    После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом; и весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти — животной, иррациональной похоти в нас — над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято, так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда не презрение к телу, не небрежение им — но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

    По материалам православного портала Азбука веры 

    (770)

    Объявление

    Ссылка на основную публикацию