Содержание
- 1 Молитва от сквернословия и мата | Молитвы и заговоры
- 2 Молитва от мата и брани — Православные молитвы
- 3 Молитва от мата и брани
- 4 Молитва от брани — священный текст от мата и сквернословия, правила чтения
- 5 Правила чтения
- 6 Чем помогает молитвенное чтение
- 7 Как читать молитвы
- 8 Молитва или сквернословие
- 9 Православный священник — о том, как избавиться от сквернословия самому и отучить от него своих детей
- 10 Здравствуйте, подскажите, пожалйута, молитвы от бранных слов и чревоугодие. И как поблагодприть Бога за всё? Спасибо
- 11 Почему сквернословие – огромное зло? / Православие.Ru
Молитва от сквернословия и мата | Молитвы и заговоры
Автор | 24.11.2017
Ваши уста перестанут сквернословить, прочитав молитву от нецензурной брани и мата. Когда Вы недостойно выражаетесь, совершается отток жизненно важной энергии.
Многие привыкли оправдывать свою речь, твердя о связке слов.
Дорогие мои, матерная ругань превращает нас в ограниченную личность.
Чтобы избавиться от сквернословия, необходимо молиться Николаю Чудотворцу.
Ступайте в православный Храм и купить сколь угодно свечей.
Часть из них оставьте для домашнего моления.
Поставьте свечи к иконе Николая Угодника.
Сердечно крестясь, попросите его помочь Вам избавиться от злейшего недуга.
Наберите святой воды в просторную емкость.
Возвращайтесь назад.
Отложив дела на потом, уединитесь в запертой комнате.
Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Николая Угодника и графин со святою водой.
Приступайте к многократному и неторопливому чтению специальной молитвы.
Николай Чудотворец, Божий Угодник. С уст моих грубость срывается, ругань в удел превращается. Скверно слова изрыгаю, матом язык излагаю. Слабость в душе притаилась, плоть во грехах утопилась. Благом твоим защищаюсь, с матом навеки прощаюсь. Даруй мне власть над пороком, пусть это будет уроком. Аминь.
Накладываете на себя крестное знамение. Пьете святую воду.
Задуваете свечи. Относите их огарки обратно в православный Храм.
Да поможет Вам Бог!
Обратите внимание на похожие темы
- Молитва от ночных кошмаров во сне
- Молитва Николаю Чудотворцу о выздоровлении ребенка
- Молитва от храпа святому Трифону
- Молитва за любимого мужчину Николаю Угоднику
- Молитва на покупку автомобиля Николаю Чудотворцу
- Молитва от ожирения Николаю Чудотворцу
- Молитва Николаю Угоднику для удачи в делах
- Молитва Николаю Чудотворцу о сохранении семьи
- Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в здоровье
- Молитва Николаю Чудотворцу о помощи при операции
Предыдущая запись
Молитва от простуды и насморка
Следующая запись
Молитва при финансовых трудностях
Поделитесь страницей в социальных сетях
Молитва от мата и брани — Православные молитвы
Молитва от мата и брани
Мат и брань — это очень серъезный грех. В современном обществе мат популяризируется, уже даже дети используют мат в повседневной речи. Молитва против мата и брани поможет вам избавиться от этой вредной привычки и быть ближе к Богу. Также нужно возносить молитву от мата за близких, которые подвержены этой губительной привычке.
Молитва от мата
Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына
Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.
Иная молитва о том же, прп. старца
Макария
Оптинского
О Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо с Тобою Твоего Сына
и Бога имею заступление. Аминь.
Молитва от брани — священный текст от мата и сквернословия, правила чтения
Использование бранных слов в повседневной речи стало обычным делом. И немногие знают, что в действительности матерное слово — это не что иное, как обращение к демоническим силам. Чтобы оградить себя от воздействия этого словесного недуга, можно прочитать специальные молитвы.
Правила чтения
В русской традиции не зря всех матерщинников называли богохульниками. Ругаясь бранью, человек прославляет сатану и хулит Бога
. Это тяжкий грех. Святые отцы говорят, что человек, часто прибегающий к сквернословию, не смеет до раскаяния своего даже прикладываться к кресту и иконам
. Ведь уста его произносили слова, которыми общаются бесы.
- Читать молитвы можно как в храме, так и дома. Нужно понимать, что привычка ругаться формировалась в человеке годами и ждать мгновенного результата не приходиться. На первый план всегда выходит работа над собой, своей душой. И она занимает время.
- Возносить молитвенные слова необходимо перед иконой святого, с зажжённой церковной свечой
. Все мысли в этот момент должны быть обращены к небесам, нельзя молиться и думать о чём-то будничном. Каждое слово должно быть исполнено веры в помощь Бога и его угодников. - Можно просить не только за себя, но и за близкого человека.
Главное, чтобы сердце было исполнено чистой любви к этому человеку, тогда молитву обязательно услышат небесные покровители.
Чем помогает молитвенное чтение
Молитва помогает приобрести успокоение и смирение души
. Человек, пребывающий в таком состоянии, никогда не захочет браниться. Сама мысль об этом будет ему противна. Если скверные слова истощают наше защитное поле, делая его уязвимым перед слугами тьмы, то молитва, напротив, усиливает его.
Следовательно, читая молитвы ежедневно, человек ограждает себя от соблазнов, в том числе — ввернуть «крепкое» словцо. Молитвы приближают к Богу, возвышают душу.
Как читать молитвы
Обряд чтения молитв от блудной брани практически ничем не отличается от обычного молитвословия, произносимого в утренние или вечерние часы.
- Нужно освободить своё сознание от всего ненужного и суетного. Должен присутствовать правильный благоговейный настрой.
- Если молитва читается не в церкви, а дома, то для этого лучше выбрать отдельную комнату, где никто не помешает.
- Перед иконами зажигают свечу, крестятся, просят прощения за грехи и возносят свою молитву. В конце нужно поблагодарить Господа
и святых за помощь. - Искреннее желание избавиться от привычки ругаться, и вера в силы небесные обязательно помогут добиться положительного результата.
Просить о помощи в избавлении от порока сквернословия можно такими молитвами:
Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, мене, падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей, и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика Ти согреших во вся дни живота моего; помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе и Святому Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.
О Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.
Николай Чудотворец, Божий Угодник. С уст моих грубость срывается, ругань в удел превращается. Скверно слова изрыгаю, матом язык излагаю. Слабость в душе притаилась, плоть во грехах утопилась. Благом твоим защищаюсь, с матом навеки прощаюсь. Даруй мне власть над пороком, пусть это будет уроком. Аминь.
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Виталие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Хуже всего, когда среди брани растут дети. Ведь их неокрепшие умы будут в дальнейшем воспринимать такое поведение, как норму.
Молитва или сквернословие
Православный священник — о том, как избавиться от сквернословия самому и отучить от него своих детей
На разных полюсах стоят слова созидательные и слова разрушительные, слова молитвы и слова брани. Первые лечат и совершенствуют божественную сущность человека, вторые вызывают болезни и низводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.
Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью «словотерапии» стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как «любовь», «надежда», «вера», «доброта».
Иногда говорят, что мат пришел к нам вместе с монголо-татарским нашествием. Но это не так. Матерное обозначение женщины легкого поведения встречается уже в берестяных новгородских записках. Только вот имело оно там совершенно другой смысл.
«Мат — это дурная привычка, и избавляться от нее нужно, как от любой другой дурной привычки. Назначьте себе наказание: выругались — щелкните себя по лбу», — считает протоиерей Максим Первозванский, писатель, автор книг по семейной психологии, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» и отец девятерых детей.
По просьбе РП священник рассказал, как побороть привычку сквернословить в себе и своих детях, каково отношение к мату у Церкви и как один человек может заставить отказаться от мата весь мир.
— Главный вопрос, который нас интересует: может ли взрослый человек — ругающийся много и часто — отучиться от сквернословия? И как это сделать?
— Это вопрос из области, как вообще избавляться от вредных привычек, потому что мат — это, без сомнения, дурная привычка. Методики бывают разные, интернет ими полон: можно ограничивать себя постепенно, а можно бросить в один день.
На мой взгляд, здесь важна прежде всего рефлексия привычки — ее осознание, контроль и учет. Хорошо включить внутренний счетчик: выругался — придумай себе наказание. Например, если человек верующий, наказанием может быть земной поклон за каждое матерное слово. Неверующий — щелкай себя по лбу, если выругался.
Такая тактика постепенно приведет к уменьшению количества матерных слов в речи. Но полный отказ от сквернословия — это вопрос не одного дня.
— Языковая среда вокруг нас довольно агрессивна: ругаются на работе, на улице, иногда дома. В таком окружении бросить ругаться реально?
— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Один человек может повлиять на нормы коллектива. Если, к примеру, ты перестаешь сквернословить, стоя на работе в курилке, то велика вероятность, что и другие люди в курилке перестанут ругаться тоже.
Лет 15–20 назад было не принято крепко выражаться при девушках. На некоторых производствах мужской коллектив специально разбавляли женщинами для этих целей — чтобы отучить мужчин от ругани. Сегодня — хотя при девушках, несомненно, стали сквернословить чаще — ситуация в целом такова: там, где девушки терпят ругань, при них ругаются, там, где не терпят, ругаться перестают. Речь о том, что нередко человек в состоянии сам регулировать ту среду, в которой он находится.
— Люди, которые пытаются отказаться от мата, отмечают: на первых порах разговаривать становится труднее. Там, где в речи всегда удобно ложилось на язык матерное слово, теперь – пустота, мозгу нужно время, чтобы найти ему замену.
— Было интересное исследование американских ученых: они выяснили, что во время Второй мировой войны командир американского подразделения тратил на приказ в среднем семь-восемь букв или знаков, а японцы — двенадцать и больше. Авторы пришли к выводу, что быстрота, с которой отдавались приказы, в итоге привела американцев к победе в Тихом океане.
Но обратная сторона состоит в том, что в итоге мы привыкаем запихивать весь огромный спектр человеческих чувств в одно-два матерных слова. Используя мат, мы намеренно обедняем себя — уходим от нюансов, оттенков. Возвращаясь к нормальной речи, конечно, придется поскрипеть мозгами: шестеренки будут вращаться сначала медленно, но со временем наберут ход, станут быстрее.
В этом деле, как и во многих других, важно еще обрести компаньона: избавиться от сквернословия будет легче, если в начинании вас кто-то поддержит.
—Типичная ситуация: приходит ребенок — из школы ли, из детского сада, с улицы — и приносит ругательные слова. Что делать?
— Дети общаются в разных коллективах, и в некоторых из них, к сожалению, сквернословие — это норма. Важно здесь то, какая языковая атмосфера царит у ребенка дома, в семье: и если дома мат — это тоже норма, то все разговоры о вреде ругани не дадут результатов.
Дом — это то, что формирует ребенка, то, с чем он выходит в окружающий мир. Поэтому если родители не хотят, чтобы дети усвоили привычку сквернословить, мата в доме быть не должно.
Причем родителям лучше играть на усиление: запрещать не только мат, но и производные ругательства. И если уж сорвались сами, выругались — а такое бывает, потому что человек существо страстное, с эмоциями, и языковые ответы помогают ему эмоции усиливать — то срывайтесь не на прямой мат, а на «не матерные» ругательства.
— Есть мнение, что ребенка — особенно дошкольника, который вдруг употребил ругательное слово, нужно игнорировать. Дескать, он поймет, что его ругань не вызывает никакой реакции у взрослых, и сам перестанет употреблять плохие слова. Каково ваше мнение на этот счет?
— Игнорировать это нельзя — ребенку обязательно нужно дать понять, что сквернословие недопустимо. Как это сделать, лучше знают сами родители: диапазон мер тут широк — от кнута до пряника.
Если внушение не помогает, хорошо бы поговорить с ребенком о значении тех ругательных слов, которые он произносит. Часто дети не понимают смысла матерных слов, они их где-то услышали и бездумно повторили. Нужно говорить, что слово — не пустой звук, что в слове есть сила, которая формирует среду жизни.
— В Церкви более, чем где-либо, понимают важное значение слова. Не случайно одно из Евангелий открывается строкой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Более того, в разные времена от христианства откалывались различные учения, которые шли еще дальше — наделяли слово настоящей магической силой, доводили его значение до абсолюта.
Молитва в христианском понимании — это связь с Богом через слово. Таким образом, сквернословие понимается как антимолитва: чертыхания, ругательства — все это есть не что иное, как призывание зла, настоящего зла с рогами и хвостом. Молитва животворит душу, в то время как сквернословие убивает ее.
В Ветхом Завете говорится об идоле золотого тельца — ему поклонялись отступившие от Бога. Телец в древнем мире был символом половой силы: половая тематика, половые извращения — основная тема, на которой спекулирует мат. Поэтому, если продолжить эту мысль, то в конечном итоге мат — это бесовское извращение семейных ценностей.
Здравствуйте, подскажите, пожалйута, молитвы от бранных слов и чревоугодие. И как поблагодприть Бога за всё? Спасибо
Уважаемый наш читатель.
Любую страсть, живущую в нас можно исторгнуть. Самое главное – надо возненавидеть этот грех. Это во-первых. А во-вторых, надо почаще приходить на исповедь и перед Лицом Господним в присутствии священника каяться в своих грехах. Во время исповеди Господь дает силу на борьбу с грехом. Человек, уходя с исповеди, чувствует внутри себя преграду и отвращение от этого греха.
1. О грехе чревоугодия святой Ефрем Сирин говрил так: “Если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание, и имей страх Божий,— и победишь”.
Чревоугодие является грехом достаточно грубым и очевидным, с которым человеку непросто бывает справиться. Для упражнения в навыках преодоления чревоугодия начать можно с того, чтобы возможно более строго следовать постному уставу. Не вкушать неположенной пищи в среду и пятницу, в многодневные посты, не вкушать ее чаще, чем подразумевает церковный устав.
В отношении молитвы скажу, что специально искать особую специальную молитву от чревоугодия не надо. Скорее правильнее вопрос поставить так: мы, осознавая ту или иную страсть как свою трудно преодолеваемую проблему или как битву, в которой мы сегодня чаще терпим поражение, должны, с верой и упованием на Божию помощь, приносить Ему реально то, что с нами происходит, и Его в этих наших поражениях просить о помощи.
Молитесь своими словами, к примеру так: “Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания“.
2. О грехе сквернословия
Сейчас матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, до транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, ими перекидываются даже влюбленные.
“Невинная” привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово.
Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.
Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием – от слова “скверно”. В словаре В. Даля, сказано: “скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное”. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.
В прежние времена на Руси отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословить. За него строго наказывали.
Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: для всеобщего назидания ругателей на улицах наказывали розгами.
Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. И все, для кого «мат» и «матерь» едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли — сеет зло, даже когда сам этого не осознает.
Если вы хотите освободиться от сквернословия, то вам надо искренне покаяться, и Господь поможет освободиться от него.
Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих. (Преподобный Антоний Великий)
Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. (Преподобный Антоний Великий)
Если будешь помнить сказанное в Писании: “ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. (Преподобный Пимен Великий)
Смерть и жизнь — во власти языка.. (Прит. 18, 22)
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою. (Прит. 13, 3)
Воздержание языка показывает человека мудрого. (Преподобный Авва Исайя)
Известно, что врачи узнают здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души. (Святитель Тихон Задонский)
Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их. (Блаженный Августин)
Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву. (Святитель Василий Великий)
Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. (Пс. 38, 2)
Молитесь своими словами. Можно порекомендовать для молитвенной помощи стихи из 140 Псалма. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».
В переводе на русский язык: Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих, не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.
Согласно установлениям Православной Церкви за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.
Существует особый чин — Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь,— это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.
Но самым высшим проявлением благодарения будет участие в литургии и причащение Светлых Христовых Тайн. Литургия, главная службу, называется еще Евхаристией, что с греческого переводиться как благодарение.
Почему сквернословие – огромное зло? / Православие.Ru
Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.
Сквернословие – это порабощение бесовским силам
– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.
Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
:
– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.
Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!
Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.
Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова
– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.
Как не поддаться искушению сказать гнилое слово
– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).
Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее
Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.
Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.
– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.
– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.
Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.
Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.
Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил
Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.
Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.
В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов
Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.
Невозможно сквернословить и молиться!
– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.
Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:
Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает
Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.
– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).
Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.
По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.
Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.
Невозможно материться и молиться!
– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.
Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.
Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.
И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.
Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.
Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.