Содержание
- 1 Почему мусульмане не могут совершать намаз без коврика
- 2 Какими бывают молитвенные коврики
- 3 Роль намазлыка во время совершения намаза
- 4 Как ещё используют намазлык
- 5 Сенсорные коврики
- 6 Кириллица | Молитвенный коврик у мусульман: для чего он нужен
- 7 Прошлое
- 8 Какой он: молитвенный коврик?
- 9 Молиться можно везде
- 10 Причина — наджас
- 11 Вглядитесь в свой молитвенный коврик!
- 12 Молитвенный коврик — Википедия с видео // WIKI 2
- 13 Использование
- 14 Размеры и материалы
- 15 История
- 16 Термины
- 17 Искусство
- 18 Галерея
- 19 Примечания
- 20 Литература
- 21 Ссылки
- 22 Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения
Почему мусульмане не могут совершать намаз без коврика
До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием — с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.
У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?
Какими бывают молитвенные коврики
Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта — это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.
Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны — суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.
Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу — главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.
Роль намазлыка во время совершения намаза
Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду — ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.
Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.
И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.
Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, — это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.
Как ещё используют намазлык
До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.
Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката — суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.
Сенсорные коврики
Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище — сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат — это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.
Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.
Читайте также: Чем протестантизм отличается от католичества и православия
Кириллица | Молитвенный коврик у мусульман: для чего он нужен
Для совершения намаза мусульмане в обязательном порядке используют ковры. Ими всегда застелены полы мечетей. Такие же коврики только гораздо меньшего размера являются и индивидуальной вещью каждого представителя этого религиозного течения. Почему же ковры так необходимы мусульманам?
Какой он: молитвенный коврик?
Молитвенные коврики, предназначенные для индивидуального пользования, бывают абсолютно разных размеров и расцветок. Однако основные тенденции для такого рода изделий все же можно проследить. Как правило, на коврике выткана арка с 2-мя колоннами или михраб. Острие этой арки при молитве должно быть направлено в сторону Мекки.
Стандартный молитвенный коврик имеет не больше 60 сантиметров в ширину и не больше полутора метров в длину. Подобный размер коврика не случаен: покрытие именно такой величины позволяет совершать поклоны, не выходя за его пределы.
Молиться можно везде
Согласно исламскому учению, когда-то все мусульмане молились исключительно в храмах. Однако Всевышний сделал так, что теперь любое место на планете может являться местом для совершения намаза. «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» – так сказал посланник Аллаха (аль-Бухари, 328; Муслим, 521).
Именно потому, что мусульманин вправе молиться там, где его застанет время, отведенное для намаза, и появились индивидуальные коврики.
Причина — наджас
Зачем же нужны такие коврики? Дело в том, что мусульмане уделяют огромное внимание гигиене. Правила и нормы по соблюдению чистоты даже присутствуют в религиозных текстах. Для всевозможных нечистот в исламе существует специальный термин наджас. К наджасу не следует прикасаться без крайней на то необходимости. Моча, кал, сперма, рвота, кровь, менструальные выделения, гной и даже собачья слюна – все это наджас.
Наджас можно смыть только с помощью проточной воды. Понятно, что в походных условиях сделать это будет крайне проблематично. Да и место, которое кажется чистым на первый взгляд, может и не быть таковым. Для того, чтобы случайно не соприкоснуться с наджасом, мусульмане и стелют молитвенный коврик.
Вглядитесь в свой молитвенный коврик!
Сегодня большое количество мусульман во всем мире подвергается давлениям и угнетениям. Во многих странах предпринимаются различные действия, направленные на ограничение и препятствование поклонению верующих.
Наиболее яркие примеры — кровавые события в штате Аракан в Мьянме, массовые убийства в Синьцзяне (Китае), аресты мусульман, запрет исламской литературы и возведения мечетей в России и т.д.
На этот раз под угрозой оказались вещи, предназначенные для поклонения мусульман, а именно коврики для молитвы (намазлыки). Ими пользуются миллионы людей как минимум пять раз в день.
Враги Ислама со знанием дела пустили в производство молельные коврики со скрытыми недопустимыми для мусульман изображениями. На первый взгляд, такой намазлык ничем не отличается от других, однако если приглядеться, то можно заметить на нем фигуру свиньи, креста или же других неподобающих символов, пишет timeturk.com
.
Такое явление называется техникой «Сублиминальных/подсознательных знаков, сообщений». Ее суть заключается в том, что в любой объект/элемент встраивается скрытый визуальный образ. Он не виден человеческому глазу, не слышен человеческому уху, однако действует на человеческое подсознание, посылая ему определенные сообщения, знаки, звуки.
Эта техника широко используется в визуальных средствах массовой информации: в рекламных роликах, в фильмах.
Итак, внимательно рассмотрите свой коврик, не видите ли Вы, что-нибудь подозрительное?
Примеры некоторых «оскверненных» молитвенных ковриков.
1. Если присмотреться, можно увидеть на ковре священника
2. Фигура свиньи
3.Крест
4. Фигура животного
5. Масонские символы (пентаграммы, символы freemasson, египетские пирамиды, всевидящее око)
6. Крест на куполе мечети
Молитвенный коврик — Википедия с видео // WIKI 2
Молитвенный коврик
, саджжа́да
(араб.
سجادة
, намазлык
(тат.
намазлык
), джай-намаз
(перс.
جانماز
) — коврик для намаза
, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращённого в сторону киблы
.
Использование
Арабское слово «саджжада» имеет тот же корень, что и слово «масджид» (мечеть
). Молитвенные коврики являются для мусульманина практически самостоятельным местом отправления культа и предназначены прежде всего для защиты молящегося от нечистот (наджаса
). Некоторые мусульмане придают саджаде особое религиозное значение и с помощью коврика как бы отделяются от внешнего мира[1]
. Использование коврика при совершении молитвы не является обязательным[2]
, а её чрезмерное использование (например, в мечети поверх ковров) порицается некоторыми исламскими богословами[3]
. Обычно мусульмане приносят коврик с собой, а после молитвы сворачивают и уносят[2]
.
В тех случаях, когда мусульманин вынужден ехать на одном верховом животном с женщиной, полагалось класть коврик на предназначенное для мужчины седло. Благочестивые люди, посещая дом христианина
, предпочитали садиться на саджады, оставаясь тем самым на «своей территории». В суфизме
молитвенный коврик считается духовным троном, который передается по наследству от основателя тариката
(суфийского братства) его руководителям[4]
.
Размеры и материалы
Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд
). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.
В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т. п[4]
.
История
Термина саджада нет в Коране
, однако в канонических сборниках хадисов
сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли[5]
. Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков, не существовала в ранее время истории ислама
и появилась примерно в X—XI веках[4]
.
Термины
- Фарраш — слуга, расстилающий молитвенный коврик.
В суфизме существует ряд мистических интерпретаций, связанных с термином саджада.
- Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности (силсила
). - Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
- Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.
Искусство
Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов[6]
.
Галерея
- Турецкие намазлыки
- Азербайджанские
намазлыки -
Сотканный в Южном Азербайджане
ковер Намазлык. XVI век[7]
-
Сотканный в городе Шуше
ковёр Намазлык. XIX век
Примечания
- ↑
Пять столпов ислама
// Кругосвет
- ↑ 1
2
Гогиберидзе, 2009
. - ↑
Ибн Таймия
. «Маджмуу ль-фатава» — (22/16,177). - ↑ 1
2
3
Ислам: ЭС, 1991
. - ↑
Аль-Бухари
. хадис № 379 // сб. хадисов «Сахих»; Муслим
. хадис № 513 // сб. хадисов «Сахих» - ↑
Гамзатова П. Р.
Функции молитвенного ковра в культуре ислама
. сб. ГИТИС «Искусство и религия», Москва 1998. — С.260-272 - ↑
Л. Керимов. Азербайджанский ковер. Том II
Литература
- Гогиберидзе Г. М.
Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д
: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз.
— ISBN 978-5-222-15934-7
. - Резван Е. А.
Саджжада
// Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров
. — М.
: Наука
, , 1991
. — С. 202—203. - Sad̲jd̲j̲āda
/ Wensinck, A.J., Hall, Margaret and Knysh, A. // Encyclopaedia of Islam
. 2 ed
. — Leiden : E. J. Brill
, 1995. — Т. 8.
(платн.)
Ссылки
- Жайнамаз
// Казахстан. Национальная энциклопедия
. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы
, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2
.
Обязательные | ||
---|---|---|
Добровольные | ||
Формы совершения | ||
Основные элементы |
Ракаат
· Такбир · Кираат (стояние) · Руку (поясной поклон) · Киям (стояние) · Суджуд (земной поклон) · Кугуд (сидение) |
|
Условия |
Тахарат (очищение)
: Гусль (купание) · Вуду (омовение) · Аврат · Кибла · Время намаза · Азан · Икамат · Ният |
|
Мольба | ||
Зикры | ||
Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения
Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения
Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения Ваела Абульсаадат — изобреталель цифрового молитвенного коврика
|
Сенсорными экранами сейчас никого не удивить, ими напичканы разновидности средств передвижения, комбайны, работающие в поле. Теперь сенсоры, распознающие положение тела молящегося, корректируют совершение намаза. Изобретен комплекс автоматических машин для совершения омовения мусульманами, так меняется исламский мир. Неизменны при этом молитва и вера в Силу Создателя.
Торонто. Используя современные технологии, студент четвертого курса факультета информатики создал молельный коврик, снабженный сенсорами, подсветкой и экраном, на котором отображается текст Корана. Сенсацию сообщила канадская газета «Торонто Стар».
Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения Адыгский (Черкесский) намазлык
|
В доме намазлык свят и чист.
Молитвенный коврик ‒ один из символов мусульманской семьи, и каким бы он ни был, из чего бы он не был выполнен, в доме к нему трепетное отношение, намазлык хранят очень бережно, его или подвешивают, если он ковровый, или просто кладут на пол, но на него никто не смеет наступить, помимо молящихся. На Кавказе очень распространены были плетенные из тростника арджэны. И сейчас их делают редкие мастера, но больше для интерьера, для декора, так как у всем молитвенные коврики фабричные – ворсовые ковровые (михраби).
Рынок молитвенных ковриков богат, торговля учитывает спрос на молитвенные коврики, предлагают персидские ручной работы, азербайджанские и турецкие, фабричные, с изображением молитвенной ниши. Российским продуктом считаются традиционные коврики ручной работы
дагестанских мастеров
, из чистой шерсти, яркие и более приглушенных тонов, видимо, рассчитаные на все возрастные категории.
Коврики, независимо от производителя и структуры, как правило, миниатюрные, чтобы обеспечить пространство молящемуся. Основной элемент узора ковров, называемых михраби, – михраб, т.е. молитвенная ниша в стене мечети, указывающая киблу или направление, где находится Кааба в Мекке. Совершая молитву, мусульмане обращаются лицом к михрабу.
Михраб, как архитектурная конструкция, состоит из трех основных элементов – арки, поддерживающих колонн с капителями и пространства между ними. В ковроткачестве украшением михраба являются изображения в виде светильников, колонн, капители которых украшены цветами и листьями. Различают следующие разновидности дизайна михраби:
михраби дерахти (перс. محرابی درختی ) ‒ михраб с деревьями;
михраби гульдани (перс. محرابی گلدانی) – михраб с вазами;
михраби сотуни (перс. محرابی ستونی) ‒ михраб с колоннами;
Автор изобретения ‒ Ваел Абульсаадат
(Wael Aboulsaadat) убежден: «Это позволит лучше понимать Писание и сделает молитву более «качественной». Коврик для молитвы со встроенными сенсорами, последние распознают положение тела молящегося.
Если верующий допускает ошибку, опережая или отставая в последовательности смены поз, сенсоры начинают издавать вибрирующие сигналы, которые не мешают концентрироваться на процессе молитвы.
Один из режимов коврика может предупреждать своего хозяина о времени следующей молитвы и важнейших религиозных праздниках.
Коврик также снабжен компасом, дополненным трехмерной моделью священной мечети в Мекке, чтобы молящийся мог определить местоположение Каабы, где бы он не находился.
О возможностях коврика сказано выше: в коврик вмонтирована подсветка на случай, если его хозяину придется молиться в темноте. Он также снабжен цифровым экраном, позволяющим следить за стихами Корана, звучащими во время молитвы. «Вы можете настроить его под себя и самостоятельно выбрать, какой стих читать», говорит Абульсаадат.
Важно отметить, что во время работы над изобретением Ваела Абульсаадата консультировали мусульманские ученые, которые следили за тем, чтобы изобретение соответствовало предписаниям Ислама, особенно в том, что касается Корана
.
Абульсаадат уверен, что для использования коврика нет ограничений, им могут пользоваться, в том числе, пожилые и те, кто имеет нарушения памяти (им более других помогут экран и сенсоры). По мнению создателя, нынешний вариант коврика – лишь прототип, который в будущем может быть усовершенствован. Об этом написал namazlyk.ru
Открытие канадского студента войдет в историю Ислама. Исламский цифровой коврик разрабатывался под консультацией исламского духовенства, в соответствии с требованиями шариата к исламскому атрибуту. Другая сторона открытия, также значимая, ‒ социальная. Автор исламского высокотехнологичного изобретения – из Канады, не из арабского мира. Что вызывает интерес к канадскому обществу, в какой среде стало возможным появление богоугодного молитвенного коврика.
Интересен и цивилизованный уклад жизни в Торонто, где получает знания Ваел Абульсаадат
.
Справка.
Торонто – один из крупнейших многонациональных городов мира. По данным переписи населения 2006 г., 47 % жителей Торонто родились за пределами Канады. 9,6 % общего числа живущих в городе иммигрантов составляют выходцы из Индии, 8,2 % – из Китая, по 5,6 % – из Италии и Филиппин, 1,3
% – из России, 1,2 % – c Украины.
Торонто называют городом с самым большим многообразием культур. Торонто является самым привлекательным для иммигрантов в Канаде, так как сложились традиции поддержки национальных культур и обычаев иммигрирующих групп населения. Что отличает Торонто от других городов с потоком иммигрантов. Мегаполис считается одним из самых безопасных на Американском континенте, где все нации и культуры уживаются без конфликтов.
Молитвенный коврик стал предметом дизайна и в другой точке мира, в Лондоне. Исламские технологии применил дизайнер турецкого происхождения Сонер Озенк
, спроектированный им коврик начинает светиться, если его расположить по направлению к Мекке. А именно туда во время молитвы должен быть повернут коврик правоверного мусульманина.
В лондонской студии дизайнера есть только два опытных образца. Он с удовольствием демонстрирует их работу. Встроенный электронный компас определяет, где находится Мекка. И когда положение коврика совпадает с этим направлением, электроника подсвечивает выведенные фосфором узоры. С таким почти волшебным восточным ковром обычный компас больше не понадобится. Те, кто боится, что иллюминация будет отвлекать от молитвы, могут отключить систему одним нажатием кнопки. Чтобы начать массовое производство, изобретателю необходимо 100 тысяч долларов. Через интернет он собрал уже треть этой суммы. Купить светящийся коврик можно будет за 500 долларов. Автор проекта ожидает, что спрос будет высоким.
Изобретение актуальное. В мире насчитывается 1.6 млрд мусульман, и известно, что совершать ежедневные пятикратные молитвы нужно лицом в сторону священного города Мекка в Саудовской Аравии.
Молитвенный коврик называется «ЭЛ Саджада» (EL Sajjadah). «эл» ‒ означает электро- люминесцентный, «Саджад» – означает молитвенный коврик.
Кроме того «ЭЛ Саджада» можно использовать в качестве изобразительного объекта, который можно повесить в своем доме. Его черная основа представляет цвет Каабы в Мекке, а очертания выполнены в зеленом цвете, характерном для Ислама.
«Я ничего не планировал специально, так совпало, что коврик появился во время священного месяца Рамадан. И это здорово. Потому что люди проникнуты духом Рамадана, и такой коврик может стать прекрасным подарком близким или самому себе. Так что время для продаж очень удачное». Передает РБК.
Примечательно, что исламским ковриком заинтересовался светский музей. Коврик был представлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства в рамках экспозиции «Поговори со мной
: Проектирование и общение между людьми и объектами
» в 2011 году, и тогда музей приобрел копию, чтобы «Эл Саджада» стал частью его постоянной коллекции.
Эволюция молитвенных ковриков — от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения Автоматическая машина для совершения омовения
|
Инновации коснулись и омовения мусульман. Разработан комплекс машин: машины для совершения омовения и сушки ног.
Инновации и атрибуты исламской религии без пропаганды показывают миру блага религии, ее наукопотребляемость и наукоемкость. Сенсорный коврик в Исламе появился как открытие, само собой. Ни имамы Торонто и Лондона, ни улемы Кувейта не заказывали науке что-либо подобное. Достаточно было внимания к исламскому атрибуту.
В обоих случаях идеи возникли и воплощались, так же, как бывают ниспосланы человеку идеи, делающие его знаменитым или гениальным. Мусульманский коврик побудил к изобретениям. Возможно, что и чётки вызовут вдохновения, божественные мысли, и их сделают сенсорными.
Тростниковые коврики ручной работы, четки, один только вид их способен вызвать трепетное отношение к вековому атрибуту мусульман. И неважно, из чего сделан ваш коврик, хранящий ваше тепло, вашу веру, ваши незабываемые молитвы, намазлык-коврик создает ваше освященное пространство в Исламе. Так будет всегда, какие нанотехнологии не внедрялись бы в Ислам.
Светлана Мамий. Москва