Молитва «ад-духа». Как совершать утренний (духа) намаз

Содержание

Молитва Святому Духу: «Царю небесный», на исполнение желания, на Троицу.

В христианстве Бог воспринимается Единым, но представлен он в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Святой Дух — это одно из лиц неделимого Господа и Пресвятой Троицы. Понять такие ипостаси несложно, ведь Бог Отец — это разум, Сын — это слово, а Святой Дух — это душа.

Иногда священнослужители объясняют Святой Дух, как «сильную действующую Божью силу» для которой не существует ни материальных преград. Сравнить такое объяснение можно с солнечным светом, который освещает комнату. Это значит, что не само Небесное Светило проникло в помещение, а его осветили солнечные лучи.

Сильная молитва Святому Духу

Молитва Святому Духу очень сильная. Если ее читать каждый день, то можно рассчитывать на отпущение грехов и упокоение души после смерти в Царствии Божьем.

Особые действия благодати Господней, которые ощущает в своей душе верующий человек, совершая те или иные действия во благо Высших Сил, называются дарами Святого Духа.

Основные среди них следующие:

  • Страх Божий
    . В этих двух словах нет никакого противоречия, ведь, только осознавая величие Всевышнего, Создателя всего мира, человек может правильно оценивать реальный мир. Это позволит ему избегать ошибок и наполнить свою жизнь благополучием. Следует понимать, что самодостаточность и чувство самосовершенства всегда отдаляет от Бога.
  • Благочестие
    , которое подразумевает милосердие. Любой верующий человек во имя Господа Бога должен оказывать помощь нуждающимся, ведь сам Всевышний постоянно спасает людей, отпуская им их согрешения. Проявляя снисходительность, человек приближает себя к Отцу Небесному.
  • Познание
    . Желание познавать окружающий мир для верующего человека считается естественным. Любознательность пробуждает желание глубоко познать истины Учения Господнего, которое основано на истинной вере и любви. Если человек будет стремиться к познанию, то он всегда устоит перед любыми греховными искушениям и ни какие дьявольские козни не заставят свернуть его с истинного пути.
  • Мужество
    . Этот дар развивает силу воли и позволяет устоять любым дьявольским искушениям и противостоять врагам.
  • Совет и выбор
    . Ежедневно сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, человеку приходится делать выбор или давать советы другим людям. Святой дух помогает гармонизировать окружающий мир, а это значит, что человеку предоставляется возможность выбрать правильный жизненный путь для Божественного спасения.
  • Разум
    , который позволяет познать Бога через чтение Священного Писания и участия в Литургиях. Это позволяет человеку изменить свою жизнь и укрепить веру.
  • Премудрость
    , которая позволяет получать неоценимый жизненный опыт и совершенствоваться, максимально приближаясь к Всевышнему.

Текст молитвы Святому Духу «Царю небесный»

В Евангелие очень часто упоминается о Царе Небесном. И, несомненно, каждый христианин знает, что Дух снизошел к Спасителю Иисусу Христу во время великого Крещения. Еще он снисходил на апостолов, которые отправлялись на проповедь. Именно поэтому в тексте молитвы к Царю Небесному звучит слово «приди». Таким образом, призывается третья ипостась Святой Троицы в нашу жизнь.

На русском языке молитва звучит так:

«Царю Небесный, наш Утешитель, Душа истины, Ты находишься везде и все можешь исполнить, Ты сокровище благих и всей жизни Податель. Приди и вселись в нас, чтобы очистить души наши от разной скверны. Спаси, Господи, Всевышний души наши. Аминь».

В этой молитве верующие взывают к Святому Духу и называем его Царем Небесным, потому что Он, невидимо царствует над всем миром и все находится в его власти. Утешитель он наш, потому что именно к нему мы обращаемся в своих скорбях и печалях. Святой Дух излучает истину, которая является для каждого верующего человека настоящим спасением души.

Святой Дух — это истинный Бог, он везде находится и наполняет весь мир собой, и исполняет все желания праведников. Он хранитель всех благодеяний и источник всего того, что может человек захотеть иметь. Поэтому Святого Духа можно просить об исполнении любого желания. Святой Дух — это Податель жизни, ибо все в мире создано им, все живое обрело от него жизнь. Верующие люди получают от него наполненную смыслом духовную жизнь, очищаясь с помощью молитвы к нему от совершенных прегрешений.

К Святому Духу часто обращаются перед любой молитвой. Это позволяет усилить действие конкретного прошения и увеличить его искренность.

Молитва Святому Духу на исполнение желания

Молитва Святому Духу на исполнения желания очень древняя. Это молитвенное обращение каждый верующий человек считает очень важным для себя. И это объясняется особой силой такой молитвы, посредством которой очень глубоко познается истинная вера.

Человек, который не смог привлечь к себе благодатную силу Святого Духа, быстро становиться грешным. Его душа заселяется злыми духами, которые изнуряют его жизненные силы и приводят к гибели. Чтобы этого не случилось, необходимо, как можно чаще обращаться с искренней молитвой к Святому Духу, призывая войти в душу и очистить ее. Именно он позволяет избавиться нам от греховных помыслов и греховных деяний. Попутно можно просить Святого Духа об исполнении сокровенных желаний, ведь он является благодатной сокровищницей, которая позволяет внести в нашу жизнь много благих даров. В каждом нашем деле Святой Дух способен помочь нам и даровать свою благую силу.

Обращаться для исполнения сокровенного желания к Святому Духу можно так:

«Царю Небесный, приди ко мне и помоги исполнить мое сокровенное желание (следует изложить свою просьбу). Ты Утешитель и Истины Дух, ты весь мир наполняешь собой. Ты Дарователь и Податель жизни. Очисти мою душу от грехов и наполни ее радостью. Аминь».

Молитва Святому Духу на Троицу

Очень действенной считается молитва Святому Духу, прочитанная на Троицу.

Звучит она так:

«Царю Небесный, Утешитель всеблагой, Душа истины, от Отца Бога исходящий и в сыне почивающий. Приди и даруй нам недостойным очищения души. О всеблагой, не погнушайся наших грехов и исцели нас помазанием своим. Просвети наш разум, чтобы мы осознали всю суетность мира нас окружающего, оживи нашу совесть, чтобы мы поняли, что нужно творить добро, исправь и обнови наши сердца, наполнив их радостью. Пусть не останется в наших душах злых и негожих желаний, укроти наши плотские греховные вожделения и страсти. Укрепи веру нашу и пусть не помрачится в нашем разуме драгоценный образ Божий. Отгони от нас дух праздности и уныние, не позволь нам увлечься празднословием. Даруй нам дух терпения и любви, смирения и кротости, правды и искренности. Направь нас на путь праведный заповедей Божьих и зашиты от бесовских соблазнов. Поведи нас по жизненному пути так, чтобы мы смогли избежать всякого грехопадения и сподобились кончине христианской после покаяния. Слава Тебе Святой Дух и Святой Троице слава».

Молитвы на Троицу обладают огромной силой и позволяют не только очиститься от грехов, но и исполнить любое желание. Все что нужно в этот святой день, так это обратится с искренней молитвой к Господу Богу, который в этот день представлен в трех ипостасях: Святого Отца, Сына Бога Отца, Святого Духа.

Молитва святому Духу:Молитвы Богу Единому

Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

 
 
Человек, в котором нет благодатной силы Святого Духа очень быстро становиться пристанищем и вместилищем духов злых, которые изнуряют его и приводят к духовной 
гибели. Нужно как можно чаще обращаться с искренней молитвой к Святому Духу, призывая Его войти в нас и очистить наш разум от нечистых мыслей и греховных поступков. Св. Дух является благодатной сокровищницей, от Него мы можем принять столь много благих даров, сколько сможем вместить. В каждом добром деле Святой Дух помогает нам, даруя благодатную Божью силу.

Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Текст молитвы Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.



Перевод на современный русский язык: 
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
После этой молитвы сразу же идёт трисвятое:
Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Толкование молитвы Святому Духу

В этой молитве мы взываем ко Святому Духу, третьей ипостаси Святой Троицы. Мы называем в этой молитве Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Дух Святой, как Бог, царствует над всей вселенной, так что все находится в Его силе и власти.

 Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Утешетелем и Духом истины назвал Его Иисус Христос в сокровенной беседе с учениками на Тайной вечере:

Утешитель же, Дух святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).
Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Когда же приидет Учитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:13-14).
Дух Святой, сойдя на апостолов по Вознесении Господнем, утешил их в разлуке с Господом, и они радовались, что Он вселился в них и стал наставлять их на всякую истину. Точно так же Дух Святой может утешить нас в скорби и несчастье и дать нам всякое благо и познание истины.

 

 Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и через это даруй нам Царство Небесное.
Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

К Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв, так как дар истинной молитвы — это тоже дар Святого Духа.
Кто думает, что молится настоящим образом без Духа Святого, тот, и прославляя Бога песнословно, то же, что хулит Его, поколику нечист есть и не содружился еще с Богом».

Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Так сказал
Преподобный Симеон Новый Богослов

Молитва Святому Духу видео: Ещё молитвы:Иисусова молитва
Молитва «Отче наш»
Утренние молитвы

Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE

Молитва Святому Духу «Царю Небесный»

1663 просмотров

Молитва «Царю Небесный» знакома каждому Православному Христианину. Это одна из основных молитв
, в которой мы обращаемся к Святому Духу — третьему лицу Святой Троицы.

Чаще всего её включают в утренние и вечерние молитв. Многие знают, что от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…»

В чём смысл молитвы «Святому Духу»

Через Святого Духа можно познать дар истинной молитвы, той молитвы, которая приятна Богу. В этой молитве мы называем Духа Святого как Утешителя и Духа истины. Потому что Дух Святой утешает каждого в скорбях и несчастьях, учит истине и творит спасение.

Святой Дух вездесущ, то есть он находится везде и всё заполняет собой всё пространство. Дух святой знает все наши скорби, что каждому полезно и, что следует предпринять для спасения.

«Сокровище благих и жизни Подателю» — так мы называем Духа Святого в этой молитве. Это потому, что всё в мире движется Духом Святым, и все мы получаем жизнь от Него, в том числе и вечную жизнь, очищаясь от грехов.

Именно поэтому мы молим Святого Духа «прийти и поселиться в нас», для того, чтобы очиститься от грехов и унаследовать Царство Небесное.

 

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

 

Иная молитва Святому Духу «Царю Небесный
»

«Царю Небесный, Утешителю Всеблагий, Душе истины, от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй, независтный источниче дарований божественных, разделяя их коемуждо, якоже хощеши, Имже и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего! Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти души наша, да будем уготовани в жилищи Пресвятыя Троицы. Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных, но исцели я всеврачующим помазанием Твоим. Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть, да немолчно возвещает нам яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце, да не источает день и нощь помышлений злых и желаний неподобных. Укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей, имже помрачается в нас драгоценный образ Божий. Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас, подаждь же нам духа любве и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды, да исправив разслабленная сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный, и тамо покланятися Тебе купно со Отцем и Сыном, поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе. Аминь.»

Молитва ко Святому Духу при страхе и тревоге

«Душе Святый! Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подаваяй, от скверных же человек удаляяйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея, но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны. Да помощию Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь!»

Перевод молитвы на современный русский язык 

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

После «Царю Небесный» обычно читается трисвятое:

Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

 

 

 
 

Молитва Святому Духу — Храм- Икона Божией Матери­ Неопалимая Купина­

«Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша».

 

ПЕРЕВОД:

«Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши».

Молитва Святому Духу от Пасхи до Пятидесятницы не читается.

К Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв, так как дар истинной молитвы – это тоже дар Святого Духа.

«Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу. Потому что, ежели кто, не имея в себе Духа Святого, начнет молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном, и притом – он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить от Бога, — и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святой, и знает Бога, и видит, что Он есть Отец его; знает, как приступить к Нему и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету – Богу; и молитвою своею он точно может сделать все».
(Святитель Иннокентий, митрополит Московский)

Молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Троицы – в период, когда мы, по Распятии и Воскресении Христовом, символически ожидаем Сошествия Святого Духа. Впервые после перерыва эта молитва прозвучит на всенощном бдении праздника Пятидесятници, или Троицы.

Молитва «ад-духа». Как совершать утренний (духа) намаз – Ислам. Помощь в Исламе

По Своей Милости Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. Однако, к сожалению, мы зачастую их не совершаем в силу различных причин: недостаток имана, лень, нехватка времени, занятость, невежество и т. п. Поэтому при подготовке данного материала я, прежде всего, рассчитывал напомнить себе, а затем и своим единоверцам о необходимости каждый день запасаться такими делами, в которых мы больше всего будем нуждаться в тот День, когда «ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом
». К числу таких дел относится добровольная утренняя молитва, которая по-арабски называется «ад-духа».

Содержание:

1. Определение слова «ад-духа»
2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”
5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками
8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение

1. Определение слова «ад-духа»
Слово «ад-духа» имеет несколько значений: (1) первая половина дня до полудня, утро. «В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро
» (сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия
), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа
), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира). (2) сияние солнца «Клянусь солнцем и его утренним сиянием
» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира). (3) дневной свет, день. «Он сделал темной ночь его
 (неба) и вывел его дневной свет
» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари). Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа
), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин
), молитва начала дня (салят ад-дахва
), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак
), утреннее славословие (субха ад-духа
). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня. В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх
) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх
) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»). На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”

Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб
) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада
). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.

5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

Как следует из  хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.

Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов” (аль-Бухари, Муслим).

Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».

Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.

Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).

6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»

  1.  Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).
  2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).
  3.  Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).
  4.  Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду
    ), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа
    ), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).
  5.  Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).
  6.  Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).
  7.  Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).
  8.  Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).
  9.  Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).
  10.  Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа
    ), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”. (ат-Тирмизи).
  11.  Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».
  12.  Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).

7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками

  1.  Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам  необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).
  2.  Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).
  3.  Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).
  4.  Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)” (Малик).
  5.  Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом
    ” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).
  6.  Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).
  7.  Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они
     (горы) славословили вместе с ним
     (Даудом) после полудня и утром
     (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.
  8.  Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).

8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение
Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововведение (бидъа
)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!

Молитва «ад-духа», 
Составил Дамир Хайруддин, да вознаградит его Аллах по щедрости Своей. 

источник

Ссылка на основную публикацию